Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС

Олег ХУХЛАЕВ,
кандидат психологических наук,
заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем
поликультурного образования МГППУ,
Наталья ТКАЧЕНКО, аспирантка МГППУ

...Они не хотят, чтобы их жалели

Некоторые аспекты взаимоотношений педагогов и детей-переселенцев

Мигранты помимо бытовых трудностей сталкиваются с резкой сменой культуры, приводящей к проблемам культурной «раздвоенности», конфликту ценностей и другим трудностям.
В результате нарушаются (особенно у детей!) доверительные отношения с миром. С одной стороны, ребенок чувствует себя чужим, с другой – у него возникает желание вобрать в себя весь внешний мир, чтобы все чужое стало его собственным.
У подростков – вынужденных мигрантов – травма, полученная ими в ситуации непосредственной угрозы жизни, приводит к тому, что ребенок ощущает себя не способным активно влиять на окружающую ситуацию. Он склонен полностью снимать с себя ответственность за все происходящее с ним и его близкими. У него постепенно развивается глобальное ощущение отчуждения от жизненного пространства.
Помочь детям-мигрантам непросто. В большинстве случаев дети-беженцы будут «неудобными»: они достаточно жестко общаются с педагогами и вообще со всеми окружающими их людьми.
Подобная агрессия обычно носит защитный характер, но это не всегда осознается даже профессионалами. Агрессивные действия, оправданные в экстремальной ситуации, возникают и в «мирной» жизни.
Всем, кто работает с такими детьми, важно понимать: подобная агрессивность часто выполняет для детей-мигрантов психотерапевтическую функцию. Они очень тонко чувствуют фальшь и поэтому ограждают себя от желающих пожалеть их.
Еще труднее бывает выстроить диалог с их родителями. Очень часто ребёнок становится переводчиком между родителем и педагогом, и говорить об эффективности взаимодействия в этой ситуации не приходится. В силу этого обстоятельства имеет смысл изменить саму стратегию выстраивания диалога учитель–ученик–родители таким образом, чтобы все участники диалога помогали друг другу.
Если школа признает важность проблемы и собирается выстраивать эффективную педагогическую работу с детьми-мигрантами и их семьями, она должна обеспечить некоторые условия. И не на формальном уровне!
1. Требуется организовать максимально эффективное взаимодействие педагогов-психологов, работающих в разных школах, где обучаются дети-мигранты. Наиболее эффективной формой могут стать не только конференции, но и мастер-классы, профессиональные клиентские группы.
2. Необходимо создать единое поле взаимоотношений между педагогами, учениками и родителями: вместе обсуждать общие вопросы и проблемы, вместе искать пути решения.
В заключение можно сказать, что надо просто быть рядом с ребенком, принимая его таким, какой он есть, со всей пережитой болью, со всем возможным недоверием к каждому вашему шагу навстречу, просто понимать, что дети не должны искупать то, что натворили взрослые.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru