Вторая тетрадь
школьное дело
|
ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Олег ХУХЛАЕВ,
кандидат психологических наук,
заведующий кафедрой этнопсихологии и
психологических проблем
поликультурного образования МГППУ,
Наталья ТКАЧЕНКО, аспирантка МГППУ
...Они не хотят, чтобы их жалели
Некоторые аспекты
взаимоотношений педагогов и детей-переселенцев
Мигранты помимо бытовых трудностей
сталкиваются с резкой сменой культуры,
приводящей к проблемам культурной
«раздвоенности», конфликту ценностей и другим
трудностям.
В результате нарушаются (особенно у детей!)
доверительные отношения с миром. С одной стороны,
ребенок чувствует себя чужим, с другой – у
него возникает желание вобрать в себя весь
внешний мир, чтобы все чужое стало его
собственным.
У подростков – вынужденных мигрантов – травма,
полученная ими в ситуации непосредственной
угрозы жизни, приводит к тому, что ребенок
ощущает себя не способным активно влиять на
окружающую ситуацию. Он склонен полностью
снимать с себя ответственность за все
происходящее с ним и его близкими. У него
постепенно развивается глобальное ощущение
отчуждения от жизненного пространства.
Помочь детям-мигрантам непросто. В большинстве
случаев дети-беженцы будут «неудобными»: они
достаточно жестко общаются с педагогами и вообще
со всеми окружающими их людьми.
Подобная агрессия обычно носит защитный
характер, но это не всегда осознается даже
профессионалами. Агрессивные действия,
оправданные в экстремальной ситуации, возникают
и в «мирной» жизни.
Всем, кто работает с такими детьми, важно
понимать: подобная агрессивность часто
выполняет для детей-мигрантов
психотерапевтическую функцию. Они очень тонко
чувствуют фальшь и поэтому ограждают себя от
желающих пожалеть их.
Еще труднее бывает выстроить диалог с их
родителями. Очень часто ребёнок становится
переводчиком между родителем и педагогом, и
говорить об эффективности взаимодействия в этой
ситуации не приходится. В силу этого
обстоятельства имеет смысл изменить саму
стратегию выстраивания диалога
учитель–ученик–родители таким образом, чтобы
все участники диалога помогали друг другу.
Если школа признает важность проблемы и
собирается выстраивать эффективную
педагогическую работу с детьми-мигрантами и их
семьями, она должна обеспечить некоторые
условия. И не на формальном уровне!
1. Требуется организовать максимально
эффективное взаимодействие
педагогов-психологов, работающих в разных
школах, где обучаются дети-мигранты. Наиболее
эффективной формой могут стать не только
конференции, но и мастер-классы,
профессиональные клиентские группы.
2. Необходимо создать единое поле
взаимоотношений между педагогами, учениками и
родителями: вместе обсуждать общие вопросы и
проблемы, вместе искать пути решения.
В заключение можно сказать, что надо просто быть
рядом с ребенком, принимая его таким, какой он
есть, со всей пережитой болью, со всем возможным
недоверием к каждому вашему шагу навстречу,
просто понимать, что дети не должны искупать то,
что натворили взрослые.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|