Вторая тетрадь
школьное дело |
ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Школа учится работать
с детьми-мигрантами
Государственной программы для этого нет.
Потому приходится придумывать свои собственные
Проблема мигрантов существует во многих странах мира. Россия не исключение. Взрослые, испытывая множество трудностей, находят работу, жилье, стараются определить ребенка
в школу. Но… он не говорит или очень плохо говорит по-русски.
И теперь уже проблема мигрантов встает перед педагогами, которых не учили работать с классом, где сидят один, два, три таких ребенка.
А если это полкласса? В некоторых регионах можно встретить классы, где иноязычных ребят больше, чем говорящих по-русски.
Как же справляются школы?
Практически везде работа с детьми-мигрантами ведется за счет личной инициативы учителей и директоров, которые что-то придумывают, пробуют, разыскивают партнеров и коллег, занимающихся той же проблемой.
Есть счастливые исключения: Москва, например, где в этом году школы (по одной в каждом округе) опробуют программу адаптации детей-мигрантов.
Специалисты Центра межнационального образования «Этносфера», принимавшие участие в разработке программы, утверждают, что к проблеме нужно подходить комплексно: дополнительные ставки, специальные учебники, курсы повышения квалификации... Детям, слабо владеющим языком, просто необходим год обучения в предшколе. В течение этого времени ребенок не только осваивает азы языка, но и учится общаться с разными людьми в разных ситуациях (в транспорте, магазине, аптеке, на улице).
Посадить же ребенка в класс без дополнительной подготовки бессмысленно и даже жестоко. Он не только ничего не понимает, но и элементарно не может попроситься в туалет, сказать о самых простых потребностях. И таких «немых» ребятишек может быть до 30% в классе, утверждает Ольга Николаевна Каленкова, заведующая лабораторией Московского института открытого образования.
Примерно такую же цифру называет Алла Анатольевна Кузнецова, директор школы № 462 Пушкинского района (Санкт-Петербург). Школа небольшая, как говорит директор, «семейного типа», всего 135 учеников. И около 30% из них слабо владеют русским языком. Педагоги школы давно работают над проблемой адаптации: привлекают специалистов и студентов из РГПУ им. Герцена, где открылось отделение «Обучение русскому языку как неродному»; из правозащитной общественной организации «Мемориал».
Директор ищет партнеров и среди коллег. Школы, объединившиеся вокруг разрешения проблемы, проводят «круглые столы», семинары. Итогом стала продуманная и опробованная педагогическая стратегия интеграции: ребенок не только осваивает русский язык и культуру, но и представляет свои обычаи, праздники, кухню, обряды. Причем в организации таких праздников национальной культуры принимают участие семьи целиком: родители, братья, сестры. Школа становится пространством для диалога культур.
Процент мигрантов особенно высок не только в столицах, но и в южных регионах, там найти научную и методическую поддержку сложнее. Поэтому сельские школы и те, что расположены на окраинах городов, вынуждены искать решение проблемы самостоятельно. Впрочем, тут тоже считают перспективным поиск партнеров. Например, директор 110-й школы Ростова-на-Дону Ирина Витальевна Герасименко рассказала о том, что им удалось открыть филиалы сразу трех спортивных школ, специализирующихся на греко-римской и вольной борьбе. Мальчишки – и коренные, и мигранты – боготворят своего земляка многократного чемпиона-борца Вартереса Самургашева. Потому этот вид спорта пользуется невероятной популярностью. И те, кто ходит в одну секцию, принадлежат к одной школьной команде, вряд ли пойдут выяснять отношения на улицу.
Впрочем, школа работает не только с детьми, но и с семьями: для взрослых предлагают языковые курсы, работает социально-психологическая служба адаптации.
И ростовчане, и их коллеги из Москвы и Петербурга называют наиболее проблемными те семьи, где по-русски говорит только папа, который день и ночь на работе. Если мама не говорит по-русски, то и в школу она приходит крайне неохотно, и в семье у ребенка нет никакой языковой практики.
В то же время, по мнению учителей и специалистов «Этносферы», если грамотно и эффективно строить работу, начиная с предшколы, к пятому классу ребята прекрасно адаптируются и осваивают язык.
Кроме того, все наши собеседники были единодушны в том, что межэтнические столкновения целиком на совести взрослых. Дети просто не обращают внимания на цвет волос и разрез глаз. И если в школе не заостряют внимание на национальной принадлежности, если учителя толерантны, то агрессия по национальному признаку в школе не приживается.
МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ
Администрации школы, которая всерьез взялась за решение проблемы обучения детей-мигрантов, могут пригодиться рекомендации, выработанные коллегами на научно-практическом семинаре по теме «Образование в полиэтнической школе: проблемы и перспективы развития».
Организовать подготовку детей-мигрантов 6–7 лет и их родителей к обучению на русском языке.
Корректировать учебные планы (за счет школьного компонента) с целью увеличения часов на изучение русского языка и литературы в классах с полиэтническим составом.
Совместно с НМЦ района создавать программы обучения русскому языку как неродному.
Создавать методический фонд помощи учителям-предметникам, преподающим в классах с полиэтническим составом.
С помощью квалифицированных специалистов проводить культурально-психологические тренинги для учителей.
Изыскивать дополнительные возможности для финансовой поддержки интеграционных программ.
Школа № 462,
Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|