Вторая тетрадь
школьное дело |
УЧИТЕЛЬ С КОМПЬЮТЕРОМ
Школа в пространстве ИКТ
Мы и оглянуться не успели, а у школьной информатизации уже возникла своя История. В ней много сложных и даже драматических моментов, но много и смешного, подчас нелепого. Странно, например, что информатизация для некоторых образовательных учреждений не стала гармоничным инструментарием развития, лишь внедрилась обязательной графой в планы и отчеты – как раздражающий фактор, как чужеродная материя. Почему так происходит?
Как-то раз я общалась с преподавателями информатики одного из американских штатов. Основную цель они видели в том, чтобы научить детей вслепую печатать на клавиатуре, свободно владеть оргтехникой, без труда работать в известных офисных программах. Они учили ИКТ-примитивам, и те презентации, которые защищали их старшеклассники, были слабее работ наших учеников средней школы. Неудивительно, ведь задача учителя – сделать так, чтобы ребенок, поняв и почувствовав инструмент, сам захотел чему-то учиться: программировать или заниматься дизайном. Только тогда, решив для себя, что конкретно и насколько глубоко он хочет освоить, он выбирает себе спецкурс. Не школа, а он сам решает, какие ИКТ-компетенции ему необходимы. Школа просто учит пользоваться компьютером, как, например, транспортиром. Сначала его детально изучают как инструмент, а потом с ним просто работают. Освоив компьютер, школьники ежедневно выполняют на нем домашние задания, осуществляют поиск информации, общаются. И это выглядит как естественная образовательная среда – на деле, а не на словах.
В российском образовании складывается совсем другая образовательная ИКТ-культура: проекты, исследования, методики, научная база. Ставится задача: сделать каждого учителя обитателем информационно-коммуникационной среды и даже носителем этого пространства в сфере педагогики. Все без исключения: географы, математики или словесники – должны уверенно работать на компьютере, вникать в интернет-нюансы, направлять детей на заслуживающие внимания сайты, дистанционные конкурсы и олимпиады. Но вспомним слова Эйнштейна: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение помогают находить радость в том, чтобы смотреть и искать».
Гораздо больший эффект достигается, когда учитель по доброй воле подходит к компьютеру для автоматизации рутинной работы, для общения на профессиональных интернет-площадках, для поиска информации. Такое настроение может быть подкреплено искренним вниманием администрации школы, управления образования: проведением специализированных конференций, семинаров, разными видами поощрений. При этом очень важно не отделять «учителя с компьютером» от других, не превозносить его, а продолжать содействовать продвижению бескомпьютерных методик, способствующих развитию ребенка и повышению качества образования. Важно не впадать в крайности.
Уточнить позиции по вопросу вы можете на сайтах: Приоритетные направления в развитии образования http://mon.gov.ru/edu-politic/priority; Стратегия развития информационного общества в России http://www.scrf.gov.ru/conference/2006-06_Project.shtml; Программа информатизации системы образования http://portal.ntf.ru.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|