Первая тетрадь
политика образования |
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Доплаты за классное руководство
Продлятся до 2009 года
В пресс-центре РИА “Новости” состоялся круглый стол
на тему “Классные руководители. Государственный заказ”. Актуальность поставленной проблемы сегодня ни у кого уже
не вызывает сомнений. Как отмечали участники обсуждения, материальная поддержка классных руководителей является самым массовым направлением действующего Приоритетного национального проекта “Образование” (ПНПО), поскольку им охвачены 980 тысяч педагогов по всей стране.
По мнению главы Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Исаака Калины, доплаты за классное руководство следует рассматривать как восстановление педагогической справедливости.
– Этот огромный и важный пласт работы педагога долгие годы, включая советский период, вообще не оплачивался и не учитывался. Поэтому было бы неразумно практически не оплачиваемую ранее работу начать поощрять на конкурсной основе, – подчеркнул Исаак Калина.
Как отмечали участники дискуссии, несмотря на незначительный размер доплаты (порядка 1000 рублей в зависимости от численности класс-комплекта), многие учителя, которые ранее отказывались от классного руководства, теперь охотно берутся за выполнение этих обязанностей. В некоторых регионах в дополнение к федеральным были введены местные доплаты.
Выявление и поощрение лучших классных руководителей считают необходимым все без исключения участники "круглого стола". С этой целью Министерство образования и науки планирует ввести новую номинацию “Самый классный классный” во всероссийском конкурсе “Сердце отдаю детям”. Ранее аналогичные соревнования проводились только на региональном уровне.
В то же время, как считает начальник отдела дополнительного образования и воспитания Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Валентина Березина, деятельность классного руководителя сложно поддается контролю и оценке с точки зрения качества.
– Лично я выступаю против жестких критериев оценки качества работы классного руководителя, поскольку, если таковые ввести, есть опасность данную работу заорганизовать и перевести в формальное русло, – считает Валентина Березина.
Тем не менее Министерство образования и науки выработало методические рекомендации к работе классного руководителя, на основе которых региональные органы управления образованием вправе составить свои положения.
Неоднозначной оказалась позиция специалистов и по вопросу о том, нужна ли в школе должность освобожденного классного руководителя.
Представитель Московской городской думы в Совете Федерации Зинаида Драгункина, много лет проработавшая в школе, в том числе в качестве заместителя директора по воспитательной работе, убеждена, что такое нововведение излишне. По ее мнению, совмещение обязанностей классного руководителя и учителя-предметника идет только на пользу дела и позволяет педагогу лучше изучить личность ребенка на уроке и за его пределами.
По словам же Валентины Березиной, примерно в каждом пятом регионе в штатных расписаниях школ предусмотрены должности освобожденных классных руководителей, и как показывает существующий опыт, большинство из них работают с наиболее трудными классами.
Как рассказал Исаак Калина, поддержка классных руководителей и других ныне действующих направлений ПНПО продлится до 2009 года включительно. Планируется и расширение существующих рамок нацпроекта за счет дошкольного образования, а также поддержки некоторых учреждений НПО и СПО, которые готовят кадры для современных высокотехнологичных отраслей промышленности.
Что же касается классных руководителей, то в этой сфере предстоит решить целый ряд задач, связанных с их подготовкой в педвузах и на курсах повышения квалификации. В столице подобный центр уже открыт на базе Московского гуманитарного педагогического института.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|