Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Симон СОЛОВЕЙЧИК
статьи разных лет
часть вторая

«Учительская газета», 1988 год, 1 января

Ключи от счастья детского

Десятилетний мальчик, неумеха и двоечник, две недели болел и не ходил в школу. Когда он вернулся в класс, учительница его, Татьяна Борисовна, обрадовалась: «Как хорошо! Нам тебя не хватало, ты нам нужен». Небрежным тоном, как бы между прочим, не поступаясь мужской гордостью, он сказал дома: «Я очень нужен в классе». «Чем же?» – спросила мама. «Я ключ приношу».
Неумеха этот еще и копуша: он постоянно опаздывал. Но однажды воспитательница группы продленного дня Тамара Алексеевна, закончив занятия, дала мальчику ключ и сказала: «Утром придешь первый и откроешь класс». И он стал приходить первым.
Психологи выделяют важные духовные потребности: потребность в самореализации, в самоактуализации, потребность в достижении, потребность в смысле жизни. Но что-то не встречалась статья о потребности в необходимости. Человеку нужно быть нужным. Пусть в классе не будет ни одного отвергнутого, отторженного. Даже самый мешающий ученик не должен чувствовать, что он только мешает, что он лишний, что от него с радостью избавились бы. Человек держится на плаву до тех пор, пока он чувствует себя нужным. В прошлом веке был слой людей, которых называют лишними – у них не было поприща, они не могли приложить свои способности. Сейчас появились люди, не лишние для общества, но чувствующие себя ненужными. Им не дали ключа – от класса, от дома, от собственной души.
На беду нашу иногда случается, что воспитание наше приходит к полному краху: «Мой совсем отбился от рук». Мы ищем причины: почему? Как случилось? В какой день началось отпадение сына от семьи, от родителей?
Одной схемы на все случаи нет, но вот, пожалуй, самая распространенная: сын или дочь в какое-то время перестали нам нравиться, и мы отвернулись от них. Дети почувствовали себя ненужными – с этого все и началось, дальше процесс отпадения идет очень быстро.
Детям часто кажется, что они не нужны, мешают родителям. Они фантазируют: «Может быть, я не родной их сын?» Они находят подтверждения: «Я им мешаю. Без меня им было лучше».
Будем внимательны! Мы можем и не заметить, как дали ребенку повод для горьких фантазий.
Ребенок нужен нам, но не как игрушка, не только потому, что мы отвечаем за него, но просто – нужен, как нужен любящий любящему. Наши постоянные: «Отойди! Не вмешивайся! Не мешай! Займись своим делом» – могут сыграть с нами злую шутку. Ребенок должен знать, что он любим.
Но бывает обратное: ребенок нужен нам, а мы ему – не нужны. Хуже того: никто ему не нужен.
Это и называется эгоизмом. Эгоист – человек, которому никто не нужен.
Как избежать этой опасности? Как пробудить и развить потребность ребенка в человеке? Нет в семейном воспитании более трудных вопросов, потому что нет таких приемов, методов, способов, ибо мы касаемся самых тонких сфер личности.
Но может быть, учительница маленького мальчика, которая дала ему ключ, хоть чуть-чуть приоткрывает эту тайну воспитания? Чтобы ребенок почувствовал себя нужным, надо одарить – именно одарить! – его хоть какой-то ответственностью. Ну, как говорится, «если не ты, то кто же?». Опоздает человек, не принесет ключи – урок задержится.
Человек, который знает чувство ответственности, – человек. Вот два ключа от счастья детского: «Я нужен», «Вы мне нужны».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru