Симон СОЛОВЕЙЧИК
статьи разных лет
часть вторая
|
«Новое время», 1988 год, №25
Чья это планета?
...Миром правят семидесятилетние, шестидесятилетние, пятидесятилетние, сорокалетние люди и немного тридцатилетних. А рядом с ними – мир новых людей: мир детей, мир подростков, мир молодых – словом, младший мир. Можно было бы вычислить, какова его доля в земном населении (в некоторых странах – не половина ли?), но, когда говоришь о людях, лучше удержаться от современного соблазна все переводить в проценты. Сколько бы ни было человеку, хоть год, хоть день, хоть час, в какие проценты он ни входил бы, этот мир – его. Весь.
Да, мир поделен на материки и страны, поделен по возрастам, по многим и многим признакам разделен, и все же он принадлежит не только человечеству, но и человеку. Это не власть (кто властвует над миром?); это не владение (кто из нас владеет миром?), это, я бы сказал, состояние души. Чем полнее у человека чувство планеты, чем глубже принимает он права каждого человека на всю планету, тем больше он человек. Старшие обычно говорят о младшем мире как о наследнике. В пространстве планета разделена на государства, во времени – на поколения. Младшие – это считается «подрастающее поколение», «будущее страны», «жители XXI века». Даже дома, когда маленький мальчик набедокурит, мама больше всего беспокоится о его будущем и вздыхает: «Что же из него вырастет?» Для многих людей дети как бы не сегодняшние жители земли, а ходячее будущее.
Но уже давно, в конце XVIII века, было обнаружено и объявлено Жан Жаком Руссо, что жизнь ребенка, жизнь молодого человека ценна сама по себе. Младший мир, к которому мы относимся то слишком строго, то слишком снисходительно, то небрежно, то прагматично, – это мир полной жизни, он сегодня владеет планетой, сегодня ее хозяин, сегодня старается обустроить ее на свой лад.
А еще точнее сказать, что младший мир живет жизнью, в которой слиты две ипостаси: сегодня и завтра. В этом его особенность: он весь сегодняшний, и он весь завтрашний. Стоит нам упустить из виду одну из этих сторон, как тут же начинаются неприятности с маленькими и молодыми – не буду их перечислять, эти неприятности, о них пишут газеты всех стран. Если мы плохо заботимся о будущем младшего мира – вырастают дурные люди, несчастные и несчастье другим несущие. Если мы не видим этот мир в настоящем – он бунтует, конфликтует, порывает с нами, уходит в себя или в группы сверстников, и мы теряем влияние на него.
Младший мир не будущий, а нынешний хозяин мира, как и мы с вами, старшие. Учиться жить в мире с младшим миром – это относительно новая необходимость, в прежние времена ее не было. Это черта нового времени. В середине века социологические сейсмографы зарегистрировали демографический взрыв; позже пришел образовательный бум. Но почему-то никто не замечает, что идет и уже высоко поднялась третья волна – воспитательная. Книги по воспитанию детей становятся бестселлерами, заботы и тревоги, связанные с детьми, выходят по опросам на первое место, опережая даже тревоги, связанные с работой. В прошлом веке педагогика сближалась с литературой, почти все великие русские писатели и критики были педагогами, а Лев Толстой называл самым счастливым временем своей жизни годы, когда он любил и учил детей. В нынешнем веке педагогика все больше сближается и с политикой: воспитание детей сильно зависит от состояния дел в мире, а тревога за жизнь детей все больше определяет политические взгляды и действия многих из нас.
Скорее всего тревоги напрасны, но все-таки... Планета людей имеет смысл лишь до тех пор, пока это и планета детей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|