Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Симон СОЛОВЕЙЧИК
статьи разных лет
часть вторая
Андрей РУСАКОВ

Черновики.

«Педагогика для всех»

Во множестве газет тысячи психологов и журналистов печатают популярные воспитательные прогнозы и рецепты вперемежку с косметическими и астрологическими. Да и искать в газетах принято как раз нечто подобное садово-огородным рекомендациям по уходу за детьми такого-то возраста, кулинарным рецептам «подготовки» – к школе, к вузу, к жизни…
А «родительская» публицистика Соловейчика словно демонстративно противостоит всему массиву советов для родителей и инструкций по правильному воспитанию детей: «К разочарованию многих, педагогика общения утверждает, что никакого «правильного» голоса, тона, способа, приема нет… Что всё зависит от того, что за человек отец, насколько доверяет ему мальчик, как сложились их отношения...»
«Эту педагогику спрашивают: «Как сделать?», а она отвечает вопросом: «А что вы за человек?»
Любую проблему с детьми обычно хочется перевести в управленческую задачу: «что с ними надо сделать, чтобы они…» А Соловейчик доказывает, что в отношениях с детьми управленческая логика до добра не доводит; что нам суждено решать не арифметические примеры, а системы уравнений со многими неизвестными: «Каждый раз, когда возникает затруднение с детьми, мы должны искать выход – ну точно так же, как если бы мы решали математическую задачу. Мы не можем списать ответ, не можем, рассердившись, разорвать негодный учебник на части, не можем выбрать себе другую задачу полегче. Нам задана именно эта, и мы должны над ней мучиться, пока не решим!»
У подобной «алгебры» свои вполне строгие законы – но их, увы, не свести к рецептам и алгоритмам.
Интуитивное знание об этом, способность ощущать или сознавать многомерность проблем «младшего мира» (и узнаваемо-вечных, и вроде бы новых, внезапных) оказываются важнейшей стороной культурного слоя «взрослого мира». Слоя, который трудно накапливается и довольно легко размывается.
И пока читаешь Соловейчика, постепенно понимаешь, что в том или ином характере перемен в отношениях «взрослого» мира с «младшим» и скрыт ключ к перспективам самого мира взрослых: «Ведь воспитывается не тот, кто любим, а тот, кто любит…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru