Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Симон СОЛОВЕЙЧИК
статьи разных лет
часть первая


 

Андрей РУСАКОВ

Языки школьного мироздания

Школьное измерение нашего мира – такова общая тема заметок, очерков и аналитических работ, собранных в этом номере «Первого сентября».
Законам «младшего мира» посвящён следующий июльский выпуск. А в третьем сборнике (запланированном на осень) будут представлены статьи, которыми Соловейчик некогда открывал для страны педагогических «первооткрывателей». Этот номер выйдет к двадцатилетнему юбилею манифеста «Педагогика сотрудничества».
Школа и жизнь, дети и взрослые, живые традиции и горизонты новых открытий – эти планы рассмотрения явлений постоянно сводятся Соловейчиком как нерасторжимые антитезы.
Но, на наш взгляд, кроме интереса педагогического и общечеловеческого, в журналистском наследии Соловейчика особое значение приобретает сегодня ещё одна сторона: позиция человека, пишущего о школе.
Школа – пространство встречи «младшего мира» и мира взрослого. Чем заданы координаты этого пространства? В первую очередь, утверждает Соловейчик,  нашими представлениями о нём, нашими ожиданиями от него.
Надежда на высокое предназначение школы (школы вообще или конкретного учебного заведения) – реальная сила, движущая её к достижению удивительных, пусть во многом и непредсказуемых человеческих результатов. Ведь ценности наметят не столько цели, сколько горизонты возможностей.
Когда же общественные представления о школьной жизни опираются на несколько убогих стереотипов, то они неминуемо потянут школу за собой. Вероятно, одна из главных причин происходящих с российской школьной страной бедствий – перевод обсуждения школьных дел на уровень самых примитивных клише. Ими теперь оперируют относительно школы различные власти, их навязывают родителям, на них ориентируют учителей…
При таком «плоскостном» видении проблем, при подмене ценностей целями, а целей – техническими средствами для школы оказываются разрушительными едва ли не любые административные решения.
Присмотримся к способности Соловейчика показать, как разговор о школе может наполняться человеческим языком и человеческим смыслом, проверим его убеждение в том, что «язык сам по себе педагогичен, если это хороший русский язык».
А заодно оценим, насколько современно может звучать столь непривычная сегодня публицистика. Как будут раскрываться перед нами правила педагогической журналистики второй половины двадцатого века – с её глубиной и кругозором, противоречивой многомерностью  и в то же время с ясной способностью отличать живое дело  от броской лозунговой пустоты. Как разговор о самой простой школе может поворачиваться то сверкающими, то таинственными гранями, как могут обрамлять его то мучительные, то светлые, то восхищенные интонации.
Быть может, нам ещё доведётся читать о школе статьи, написанные не в два притопа – о «егэ – не егэ», «модернизации-компьютеризации», – а на весёлом, задумчивом и парадоксальном языке детства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru