Четвертая тетрадь
идеи. судьбы. времена
|
О котах, философии и тишине жизни
Идею общения с котами следует, я полагаю, искать не в иудаизме и не в христинстве, а где-то в дзен-буддизме… Штука в том, что нужно притвориться, будто ты еще больший кот, чем они, лечь на пол и не двигаться. Они не двигаются, и ты не двигаешься, кто кого перенеподвижит. Тогда кто-то из них обязательно зевнет или притворится, будто умывается, или начнет менять лапы: то у него левая лапа свисала с дивана, а правая была подвернута под себя, а теперь он левую подворачивает, а правую небрежно эдак опускает свисать. А ты – ни-ни. Лежишь, рассредоточился, и в голове у тебя пусто, – не как у кота, конечно, а, по всей видимости, как у йога. Тут один из котов соскакивает с места, на котором лежал, и садится поближе к тебе. И опять молчание, неподвижность и взаимное изучение. Тут другой кот приходит и располагается неподалеку. Тут они начинают двигаться вокруг тебя и даже заниматься своими междусобойными делами – например, вылизывать друг другу мордочки. Потом то один хвостом станет по полу бить, то другой, и внезапно ты понимаешь, что не ты вокруг котовой жизни скачешь, а котовая жизнь, наоборот, движется вокруг тебя. И этот момент есть момент твоего величайшего триумфа, потому что тебе начинает казаться, будто, перетерпев котов, ты услышал тишину жизни. Будто превратился в соглядатая мира, человека-невидимку, эдакое брошенное невзначай полено, которое твои коты обходят без особых опаски и внимания.
Но возникает вопрос: имеешь ли ты право на такого рода действия? Не предаешь ли тем самым заветы старины, голос крови и зов почвы? То есть, например, если ты человек из себя белокурый и светлокожий, уместно ли вести себя так, будто на голове у тебя черные волосы, а кожа смуглого оттенка? Или, наоборот, если у твоих папаши и мамаши волосы вились мелкой волной, а с другой стороны, они (папаша и мамаша, не волосы) принадлежали к некоему избранному племени, уместно ли тебе вести себя неподобающим образом? То есть, не таким, которого ждут от тебя замогильные предки? Что станется с возложенной на тебя задачей содействовать, скажем, насаждению добра в мире (разумеется, под эгидой исключительно тебе подобных)? Что произойдет, если ты уляжешься на ковер и в это время забудешь обо всех высоких материях? Ужасная дилемма. О, коты, коты, из какой египетской тьмы веков являетесь вы нам, чтобы соблазнять на всякие непонятные поступки?
***
…Васька, конечно, храбрый кот, тут и говорить не о чем. У меня на стене, напротив письменного стола, висит фотография с изображением Васьки, гордо стоящего под самым потолком на притолоке двери, а сама фотография наклеена на лист бумаги, на котором отпечатано крупными буквами по-английски: MY BRAVE CAT VASJA (мой храбрый кот Васья). Все, кто заходит в комнату, могут посмотреть на фотографию и убедиться, что Вася чуть ли не цирковой кот, поскольку с риском для жизни и, разумеется, работая без сетки, он ежедневно запрыгивает со шкафа на упомянутую притолоку. Моя жена не любит такие эксперименты, потому что ей кажется, будто Васька сорвется и ушибется, что, кстати, иногда случается. Но из-за чего это случается? Разумеется, из-за Васькиного недорасчета, из-за отсутствия в его башке в этот момент должной концентрации. Один раз он прыгнул и вовсе не долетел до двери, только носом шибанулся об нее и – вниз. Сидит, фыркает, вылизывается (это у котов такой способ очищения психики от совершённых ошибок). В другой раз долетел, но не полностью, сорвался, и опять кубарем. Все это так быстро происходит, что я не успеваю проследить, действительно ли он приземлился на лапы, как котам положено, или мгновенно вскочил, только делая вид, будто приземлился. А жена все морщится, охает и обвиняет: «Опять ты этим занимаешься! Опять провоцируешь кота! Мало, что он из-за тебя свалился с пятого этажа, совсем хочешь котика погубить!»
Но неужели он из-за меня тогда свалился? Потому что я выпускал его из окна на пожарную лестницу? А вот у меня есть чёрный приятель по имени Вейд, так он говорит: “Don’t worry, Alex, cats have minds of their own” (то есть “не переживай, Алекс, у кошек свой собственный ум”, – значит, мол, чего беспокоишься, сами знают, что делают). И прикрывает глаза и начинает выводить какой-то танцевальный в стиле диско семидесятых годов мотив.
Кто же прав: моя жена или Вейд? Жена на стороне, выходит, категорического императива выступает, а Вейд больше напирает на приоритет свободы воли. Ишь ты, выходит, вроде как Кант и Ницше в споре сошлись, ну и дела…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|