Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Социологические исследования показывают, что большинство школ не торопится вводить элективные курсы. По мнению экспертов, эта тенденция обусловлена помимо прочего недостаточно ясным представлением о роли элективов в образовании.
Как пишет кандидат педагогических наук А. Каспржак в статье «Элективный курс: типология и задачи» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3 за 2006 год), введение элективных курсов дает каждому ребенку право выбора, которое ставит его перед необходимостью принимать ответственное решение. А у классного руководителя, учителя-предметника появляется предмет для диалога с ребенком, касающийся содержания образования.
Автор статьи раскрывает образовательный потенциал элективов.

В этом же номере журнала – статья доктора медицинских наук М. Степановой «Контролируйте свой голос».
В начале статьи приводятся рекомендации, помогающие справиться с большой голосовой нагрузкой. Прежде всего, советует автор, надо научиться разговаривать на полтона ниже, чем обычно. Во-вторых, не срываться на крик даже в критических ситуациях. В-третьих, если трудно говорить тихо изо дня в день, делать это хотя бы изредка. То есть – устраивать для своего голоса «щадящие» дни, постоянно увеличивая их количество.
А что делать, если голос все-таки сел? Ответу на этот вопрос посвящена вторая часть публикации.
В статье описываются также специальные упражнения, позволяющие поддерживать голос в рабочем состоянии.

Каким образом складывается воспитательная система класса? Зачастую – стихийно. Заведующий кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО Е. Степанов в статье «Воспитательная система класса» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 4 за 2006 год) пишет, что нередко классный руководитель не находит времени для того, чтобы продумать ценности и ориентиры воспитательной работы, вместе с детьми и родителями обсудить перспективы развития классного сообщества. Иногда педагог просто копирует какой-либо известный образец системы воспитания или модель, разработанную им ранее для другого класса.
В своем материале Е. Степанов, описывая основные компоненты воспитательный системы класса, проясняет их главный смысл и назначение.
Особо автор отмечает роль личности классного руководителя. Очень часто мы видим, как жизненные принципы классного руководителя становятся нормами жизни класса. Верно и обратное: разные типы воспитательных систем задают различные роли классного руководителя. В статье называется семь таких ролей: «контролер», «проводник по стране знаний», «нравственный наставник», «носитель культуры», «старший товарищ», «социальный педагог», «фасилитатор».

Что такое самочувствие, знает каждый. А что получится, если попросить ребят дать оценку своему самочувствию: каким оно бывает дома и в школе? Такое исследование в течение нескольких лет проводила автор статьи «Записки школьного психолога, или Размышления над результатами школьной диагностики» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 5 за 2006 год), психолог Г. Данюшевская. И выяснилось, что оценка самочувствия в школе неуклонно снижается по мере продвижения от начального периода обучения к выпускному классу.
Главная причина ухудшения самоощущения школьников заключается в психологической усталости, которая накапливается за годы обучения в основной школе. Вот какая картина открылась в одном из 10 классов: состояние тревоги испытывали 61 процент учеников, потребность защититься от давления взрослых – 62 процента, внутренние страхи переживали 57 процентов. И это класс, который отличался сильными и активными учениками!
«Перед нами оказались интересные, неглупые дети, попавшие в ситуацию постоянных повышенных требований, – пишет психолог. – В результате у подростков развился эмоциональный стресс, проявляющийся в повышенной тревожности и стремлении уйти в свой внутренний мир».
Опираясь на ответы учеников, психолог составила «рейтинг» факторов, которые более всего влияют на самочувствие детей в школе: оценка (точнее, отметка); уроки; общение с друзьями, отношения в классе, взаимопонимание; усталость, нагрузка, полноценный сон; готовность к уроку, объем домашнего задания; отношение учителей к ученику; общая обстановка в школе (атмосфера в школе, классе; система требований).

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru