Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

В этом номере мы завершаем представление книг Клауса Фопеля, вышедших в последнее время*. В них собраны игры, которые педагоги и родители могут предложить ребятам в лагере,
в путешествии, на даче. Сегодня вы познакомитесь с несколькими игровыми упражнениями, направленными на умение детей сотрудничать.

Понимать себя и тех, кто рядом

Из книги Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»**

Шутливое письмо
С 9 лет

Цели. Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.
Материалы. Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.
Инструкция. Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные, непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Так же вы можете безгранично преувеличить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.
Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в «снежки». Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.
Анализ упражнения
– Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?
– Что было при этом труднее всего?
– Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?
– Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?
– Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?
– Когда полезно смеяться над конфликтом?

Сиамские близнецы
С 6 лет

Цели. Чтобы дети смогли по-настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играми на кооперацию.
Материалы. Каждой паре понадобится одна упаковка пере­вязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата АЗ) и восковые мелки.
Инструкция. Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что оз­начает слово «сотрудничать»? Вы можете привести мне конк­ретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?
Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут рабо­тать четыре пары. Остальные пока будут смотреть.
В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и, пока дру­гие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы мо­жете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.
Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я по­ложу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможе­те ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.
Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы пра­вая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два воско­вых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.
Когда вы будете рисовать, помните правило – рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать меж­ду собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображени­ем, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.
Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внима­тельно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас вы­полняют задание, вы можете учиться тому, как можно взаимо­действовать.
Предоставьте парам 5–6 минут на каждую картину, затем предложите рисовать следующей группе.
Есть несколько более сложных вариантов этой игры, кото­рые могут оживить ее. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. За­тем происходит обмен ролями в паре.

Быстрые превращения
С 6 лет

Цели. Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому дети смогут получить возможность для выра­жения своих фантазий. Предложите классу эту игру в качестве твор­ческой паузы, например, после длительной «сидячей» работы.
Материалы. Аудиокассета с записью бодрой инструменталь­ной музыки.
Инструкция. Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка закончится, вы тоже должны остано­виться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)
Теперь вы все должны превратиться в Бабу-ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)
Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)
Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, не­рвный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улы­бающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

Не хочу манную кашу!
С 9 лет

Цели. Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои личные интересы перед взрослыми. К такого рода интересам отно­сится право выбора еды, одежды, прически и т.д. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично, особенно если у них не очень уверенные в себе родители. Эта игра дает детям воз­можность поучиться выражать свои желания вежливо и в то же вре­мя решительно.
Инструкция. Вы знаете, что мамы и папы часто пыта­ются заставить детей что-нибудь есть, например, манную кашу. Некоторые мамы больше всего любят готовить для своих де­тей манную кашу, хотя многим детям она не нравится. Вполне возможно, что мамы, когда сами были детьми, тоже не любили манную кашу. Несмотря на это теперь они хотят, чтобы их дети ее ели. Что может сделать ребенок в такой ситуации?
Разделитесь на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой – ребенком. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу, «геркулес», томаты, баклажаны или что-нибудь подобное. А ребенок это блюдо терпеть не мо­жет. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора. В одном случае пусть ребенок по-настоящему разозлит родителей и до­ведет их до белого каления. А во втором случае покажите, что ребенок говорит с родителями настолько удачно, что они гото­вы ему уступить. (10 минут.)
Анализ упражнения
– Каким образом ты можешь разозлить родителей так, что­бы они еще больше захотели все за тебя решать?
– Каким образом ты можешь так поговорить с родителями, чтобы они были готовы тебе уступить?
– В каких вопросах дети должны иметь право сами прини­мать решение?

Интервью в день рождения
C 8 лет


Цели. День рождения – это удобный случай для укрепления самооценки и чувства собственного достоинства ребенка. Мы предлагаем вам сделать так, чтобы именинник на некоторое время оказался в центре всеобщего внимания и получил возможность поддержать позитивное представление о себе. Здесь можно исполь­зовать игрушечный микрофон.
Инструкция. Вася, у тебя сегодня день рождения. Я хочу поздравить тебя и взять у тебя интервью. Для всех нас это приятная возможность узнать о тебе немного больше. Мой пер­вый вопрос звучит так: «Какое самое смешное событие произош­ло с тобой за прошедший год твоей жизни?»
Иногда имеет смысл записать интервью на кассету, а потом подарить эту кассету ребенку. При этом подбирайте, пожалуйста, вопросы в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. Вопросы, приведенные ниже, подходят для детей примерно деся­тилетнего возраста:
— Расскажи нам о каком-нибудь событии последнего года, когда ты сильно испугался. Каким образом ты преодолел свой страх?
— С кем ты в этом году познакомился?
— Что из того, чему ты за этот год научился, кажется тебе самым важным?
— Какая ситуация в прошедшем году потребовала от тебя наибольшего мужества?
— Какой цели ты хотел бы достичь в следующем году своей жизни?
— Если бы какая-нибудь добрая фея согласилась выполнить любое твое желание в новом году, чего бы ты пожелал?
— Представь себе, что ты можешь выбрать любого челове­ка, чтобы в течение недели учиться у него. Какого человека ты бы выбрал?

Волшебная подушка
С 6 лет

Цели. Эта игра дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. В конеч­ном итоге вся группа может еще теснее сплотиться. Здесь вы, как учитель, имеете возможность открыть для себя какие-то новые, личные стороны внутреннего мира ребенка, а позднее учесть и поддержать те или иные его желания или потребности.
Материалы. Небольшая подушка, на которой может помес­титься один ребенок.
Инструкция. Сядьте, образуя круг. У меня для вас есть вол­шебная подушка. Каждый по очереди может на нее сесть и расска­зать нам о каком-нибудь желании, может быть, самом важ­ном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Но это может быть и совсем дру­гое желание, например, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда на­чинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внима­тельно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслушаем желания всех ре­бят, мы можем поделиться впечатлениями.
Проследите, пожалуйста, чтобы очередь дошла до каждого ребенка. Если возможно, сыграйте в два круга.
Анализ упражнения
– Слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так счи­таешь?
– Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?
– Когда ты набрался наконец смелости, чтобы рассказать о своем желании или надежде?
– Есть ли у тебя желания, которые могут выполнить учитель или ребята из твоего класса?


* «Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей школьного
возраста» ("ПС", № 10); «Сплоченность
и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения» ("ПС", № 11).
** «Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения».
Все книги вышли в издательстве «Генезис»
в 2005–2006 годах,
http://www.genesis.ru/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru