Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧЕБНЫЙ ГОД ОСТАЛСЯ ПОЗАДИ

В отпуск учителя уходят с предвкушением приятных эмоций, с желанием сбросить груз усталости, восстановить силы. Какие рекомендации здесь может дать психолог?

Наталья ЛИПАТОВА,
психолог школы № 23
Сергиев Посад

Мораторий на учительство

Открываем новое «амплуа» для хорошего отдыха

Прежде всего надо сказать, что лето – это прекрасная возможность уехать, оказаться в новом месте и новом окружении. Новая обстановка уже сама по себе является восстановительным ресурсом.

При этом очень важно сменить «ролевое амплуа». Дело в том, что мы в каждый момент играем определенные роли: мамы, домохозяйки, кулинара, учителя… Чем шире ролевой репертуар, тем полнее человек реализуется в жизни.

Следует только иметь в виду, что смена роли – это не просто смена деятельности, но также изменение коммуникативных установок. Почему многие люди узнают в незнакомой компании учителей? По характерным признакам: менторскому тону, частому использованию глаголов повелительного наклонения, склонности учить и поучать. Поэтому хорошо бы ввести на летнее время мораторий на всяческое учительство. Кстати, когда педагог оказывается в новой компании и никто даже не догадывается, что среди них есть учитель, это показатель отсутствия эмоционального выгорания.
Если летом вам представится случай научиться чему-то новому, не упускайте его! Во-первых, это та же смена ролей: переход с позиции учителя на позицию ученика. А во-вторых, это расширение областей, откуда вы сможете потом черпать положительные эмоции.

Между прочим, один из самых популярных топиков на форуме журнала «Psychologies» называется «Пять открытий» (http://forum.psychologies.ru/viewtopic.php?t=560/). На этой ветке посетители форума обсуждают, что оживляет их жизнь и заставляет по-новому взглянуть на мир.

Снять эмоциональную усталость очень хорошо помогают новые тактильные ощущения. Почему бы, например, не пройтись босиком по траве? Или не попробовать взять в руки глину и вылепить что-либо?..

А почему не покопаться вместе с ребенком в песке? Никогда не задумывались, чем так притягивает детей песочница? В том числе и тем, что манипуляции с песком помогают ребенку справиться с внутренними проблемами.

Возможность возвращения в детство таит в себе огромный ресурс для любого взрослого человека. Об этом следует помнить. И если, скажем, в летнем лагере у вас появится возможность выйти из роли воспитателя и поиграть во что-то вместе с детьми – не потеряйте этот шанс.

В идеале учителю хорошо бы в течение учебного года определиться: какие новые роли, желания, мечты я бы хотел реализовать? Ведь давно известно, что все ответы содержатся в самом человеке.


На всякий случай

Если вы хотите научиться лучше понимать собственные эмоциональные состояния, овладеть навыками саморегуляции, можно обратиться к следующим ресурсам:
Программа «Профилактика эмоционального сгорания и обеспечение творческого роста учителей». С автором можно связаться по адресу: berenika2003@mail.ru
«Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов». http://psy.1september.ru/article.php?ID=200501302/ , http://psy.1september.ru/article.php?ID=200501303/
Когнитивно-ориентированный тренинг, направленный на осознание собственных взаимоотношений с профессиональной деятельностью. http://som.fio.ru/Resources/BNA/2005/BNA/05.htm/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru