Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Отпуск, а школьные волнения не отпускают.
Вам ведь тоже, наверное, дали задание на лето? Набросать примерный план классных мероприятий, продумать систему работы с родителями, подобрать материалы к августовской конференции на тему «Современный классный руководитель»…
И мысли, как ни откладывай дело, все равно вьются вокруг этого неопределенного выражения «улучшение качества воспитательной работы в школе».
Быть может, вам пригодятся публикации нашей новой странички, посвященной вопросам классного руководства. Мы открываем ее сегодня разговором о статусе классного руководителя и некоторыми предложениями по самообразованию учителя-воспитателя.
И хотя начинается разговор под занавес подписного полугодия, воспримем его как пролог.

Людмила КОЖУРИНА

Классное руководство к действию. Какому?

Мнения педагогов о целях школьного воспитания диаметрально расходятся

Как следует воспитывать детей в учебном заведении и кто должен этим заниматься? Проблема давняя. Решения на протяжении двух последних веков принимались разные: в 1813 году были установлены должности комнатных надзирателей при пансионах. Они находились с детьми круглосуточно. В 1835 году была введена должность классных надзирателей. В их обязанности входило наблюдение за поведением учащихся в классе и вне его: на улицах, в театрах, на частных квартирах. Это были самые нелюбимые и неавторитетные фигуры в учебном заведении. В 1871 году вводится институт классных наставников. Они так же, как и нынешние классные руководители, назначались по одному на класс, так же имели нагрузку 18 часов в неделю, причем обязательно в своем классе. Признавалось: «Следует требовать как можно меньше формальностей – главное, чтобы они содействовали умственному и нравственному преуспеванию своих питомцев». Наставникам была установлена надбавка в половину учительского оклада. После 1917 года должности классных наставников упразднили. Все учителя должны были работать со всем детским коллективом. Однако с 1931 года вводится должность групповода, а затем, с 1934 года, и классного руководителя. С конца 80-х годов силами научной группы Олега Газмана была предпринята попытка введения в школах должности освобожденного классного руководителя. Данные сегодняшних опросов показывают, что большинство педагогов-респондентов считают: будущее именно за освобожденным классным руководителем – классным надзирателем, по-старому, или, по-новому, куратором.

Однако наши беседы с педагогами, реально занимающимися проблемами воспитания, свидетельствуют о том, что представления о личности воспитателя и способах его взаимодействия с ребенком полностью зависят от ситуации, которая сложилась в образовательном учреждении, от кадрового потенциала, ценностей директора и учителей. При всем разнообразии позиций четко формулируются две. Классный руководитель не может и не должен заниматься воспитанием, это прерогатива семьи и специалистов дополнительного образования. И – кто же, как не классный руководитель, поможет социальной адаптации ребенка и даст ему жизненный пример.

Разделить организационные и воспитательные обязанности между разными людьми можно, если в школе создано и успешно функционирует единое воспитательное пространство: детская организация, например, или сеть творческих студий.

Александр Сайбединов, директор Светленского лицея Томской области:
– Институт классного руководства невольно снимает нравственную ответственность за детей с других участников образовательного процесса. Учителя-предметники воспринимают классного руководителя как надсмотрщика и не желают сами выстраивать взаимоотношения с классом, перекладывая проблемы неуспевающих, трудных, гиперактивных детей на плечи классного руководителя. Такой институт классного руководства вскоре отомрет. В нашем лицее один учитель выполняет роль классного руководителя для всей параллели классов. Главный результат – исчезло то негативное, что существовало ранее: зависть, непонимание, ненужная конкуренция и соперничество между классами. Дети стали воспитываться в едином поле. Но надо учесть, что основной процесс воспитания у нас происходит в творческих разновозрастных группах.

Если же школа не имеет достаточной базы для качественной внеурочной деятельности и с талантливыми педагогами туговато, то ей нужны крепкие, по-человечески сильные классные руководители.

Николай Мешков, директор Большекузьминской школы Владимирской области:
– Школа в своих существенных определениях – это социальный и государственный институт. Он неизбежно чужд детям, он очень часто противоречит стихийному чувству справедливости и разумности, и выполнять многие предписания школы дети могут только при условии, что над ними будет осуществляться систематическое и, хотелось бы думать, разумное понуждение. Роль проводника внешней власти внутрь детского коллектива осуществляет классный руководитель. Это его главная функция, и никакие педагогические пасторали здесь не уместны. Здесь уместны трагедии, драмы, фарсы, комедии, но не пасторали.

Картинка № 1. Сверху поступает разумная инструкция, но учащихся она тяготит, смысла в ее исполнении они не видят. Классный руководитель в этом случае видит свой долг в том, чтобы объяснить разумность распоряжения и обеспечить его исполнение. Дальше – дело педагогической техники или педагогического чутья. Или удачи.

Картинка № 2. Посложнее. Сверху спускается инструкция, которую и ученики, и классный руководитель считают не-
уместной. Но логика социальной адаптации и инстинкт самосохранения учителя требуют, чтобы дети исполнили новую инструкцию. А дети в отличие от учителя в общем случае безразличны и к политике, и к Министерству образования, и к мнению директора школы. Проблема перед взрослым суровая. Обман и ложный пафос класс заметит. Сразу, с первой фальшивой ноты. Должен ли он, обязан ли осуществить принуждение к действию, которое сам считает неверным, бесполезным, а может быть, и вредным?

Это самая большая педагогическая проблема: каким-то образом мы должны научить детей социально адаптированному поведению. Научить подчиняться людям и обстоятельствам. Но в то же время кто-то обязательно должен учить их не подчиняться и идти против течения. Кто это будет делать, как, когда, на каких реальных примерах? Вот та проблема, которую решать, кроме классного руководителя, некому.

Эти и другие – веские, но противоречащие друг другу – мнения педагогов о смысле школьного воспитания ставят под сомнение решения государства об унификации школьного воспитательного пространства: единые рекомендации, положения, способы измерения эффективности, нормы оплаты. Вопросы о том, кто, как и сколько времени должен заниматься воспитательной работой, по какой мерке ее оценивать, должны находиться в компетенции образовательного учреждения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru