Первая тетрадь
политика образования
|
Олег ЯСИНСКИЙ
Сантьяго, Чили
Фелипе Веласкес: " Директора не меньше нашего заинтересованы в изменении системы"
Чтобы получить информацию
из первых рук, мы пытаемся пройти в захваченный учениками
в первые дни протестов мужской лицей Баррос Арана, один из старейших в городе. На охраняемом школьниками входе нас просят оставить документы и, выслушав просьбу об интервью, вызывают председателя школьного совета. Его имя – Фелипе Веласкес, ему 17 лет.
– Как началось это движение?
– В прошлом году были созданы первые школьные ассамблеи, на которых мы начали обсуждать вопросы, связанные с нашей повседневной жизнью и образованием в целом. Мы были уверены, что когда-нибудь, при лучшей организации, эти ассамблеи смогут стать инстанцией, которая донесет до властей наши требования.
В этом году нам впервые удалось созвать национальную ассамблею, где были представлены все средние школы страны. Удалось преодолеть конфликты и различия между региональными группами и выработать общую для всех позицию. Конечно, на самом деле все было сложнее, чем я рассказываю... Получилось забавно. Согласно газетам и телевидению, молодежь безразлична к политике, потерянное поколение, никто ни в чем не участвует, нет идеалов. И в это же самое время по всей стране создаются школьные ассамблеи, ведутся споры о политике. А извне никто этого не замечает.
Решение о всеобщей забастовке было принято абсолютным большинством голосов на национальной ассамблее. Мы отказались от чисто экономических требований и решили обратиться к сути проблемы – принципам системы образования. Потом прошла серия уличных демонстраций. Но демонстрации быстро исчерпали себя, потому что они превращались в побоища с карабинерами. И тогда начались захваты учениками школ. Пару лет назад никто и подумать не мог, что организация учеников сможет взять под контроль целую школу.
– Как относятся школьные власти к захвату школы учениками? Как это выглядит на практике?
– С утра мы приходили в школу и во дворе пели песни и читали стихи, чередуя это с объяснением проблем образования и целей движения. Появлялся директор с вопросом – что здесь происходит? Мы приглашали его послушать и поучаствовать. Через некоторое время директор говорил: «Хорошо, ребята, можете продолжать. Я согласен с вашими требованиями. Я не могу поддержать вас официально, но и мешать вам не буду...» Потом, когда через несколько дней школа оказывается захвачена учениками, тот же директор утром приходит, школьники его не пускают. Он говорит: «Аааа...» – и идет домой...
– Неужели все директора и учителя были так доброжелательны и пассивны?
– В государственных школах директора не меньше нашего заинтересованы в изменении системы. Они – обыкновенные трудящиеся сферы образования. В частных школах, где директора – хозяева бизнеса, часто происходит другое... Мы знаем случаи, когда директора за деньги нанимали хулиганов, которые избивали школьников.
– А родители?
– Обычно родители сначала боятся нашего участия в политике... боятся за нас. Потом, когда понимают, что мы все равно от этого не откажемся, начинают помогать.
– Чего вы ожидаете добиться?
– Процесс будет долгим и непростым, мы понимаем, что одной забастовкой, даже при участии всех школ Чили, систему изменить не удастся. Мы стремимся вовлечь в движение другие, самые разные социальные силы – студентов, рабочих. Чтобы люди увидели, что за свои права можно и стоит бороться. Еще мы хотим помочь людям, особенно старшему поколению, преодолеть страх. Потому что, в конце концов, это наша страна и мы вместе можем сделать ее лучше. Если не для нас, то хотя бы для наших детей.
– Почему вы включили в требования только тему бесплатности экзамена университетского отбора (ПСУ) и не потребовали права на бесплатное высшее образование?
– Ставить перед собой сразу такие явно завышенные и непосильные нам сегодня цели было бы ошибкой. Мы стараемся двигаться постепенно и ставить выполнимые требования, чтобы в результате у участников не было разочарования. Тему бесплатного высшего образования и некоторые другие, думаю, пока лучше оставить на будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|