Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Воздух Сантьяго вновь пропитан слезоточивым газом и запахом гари. Лужи в центре города – не следы запоздавших в этом году дождей, а результат работы водометов – последнего воспитательного аргумента властей. Прошло уже почти три недели с начала самых крупных за последние 34 года выступлений учеников средних школ Чили.

Олег ЯСИНСКИЙ

Восстание "пингвинов"

Образовательную революцию в Чили возглавили школьники

Лицей № 1 Сантьяго

Председатель школьного совета
лицея Баррос Арана Фелипе Веласкес.

Из-за характерной комбинации синего и белого цветов в обязательной в большинстве случаев школьной форме чилийских учащихся называют «пингвинами». Сегодня бастуют более 600 тысяч школьников во всех главных городах страны. Большинство школ, колледжей и лицеев заняты учениками и находятся под их полным контролем. Чего же хотят «пингвины»?
Сначала немного истории. После военного переворота 1973 года в Чили на должности ректоров университетов были назначены военные, взявшие под контроль любую воспитательную работу. А в начале 80-х здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение были переведены из государственного в рыночный сектор. Все высшее образование, в том числе в государственных университетах, стало платным. Возникла колоссальная разница между качеством подготовки учеников в бесплатных государственных и платных частных школах.
Сегодня после окончания обязательной для всех средней школы выпускники сдают экзамены ПСУ – «экзамен университетского отбора (prueba de seleccion universitaria)». Только набрав заданный минимум баллов ПСУ, они получают право поступать в вузы. Экзамены ПСУ, как и все прочие экзамены, платные. Несмотря на то что государство за последние 10 лет в три раза увеличило отчисления в бюждет сферы образования, в Чили с ПСУ успешно справляются более 90% выпускников частных школ и всего 50% выпускников школ государственных. Самый низкий проходной балл – около 450 пунктов – для карьеры педагогической, потому что именно учителя – самая низкооплачиваемая категория специалистов с высшим образованием, и соответственно наименее подготовленные ученики идут в учителя. Для того чтобы стать специалистом высокооплачиваемым, например, врачом или юристом, обычно требуется порядка 800 баллов, да и сама учеба в этом случае значительно дороже. В результате шансы стать хорошо оплачиваемыми профессионалами у выходцев из социальных «низов» в десятки раз ниже.
Поэтому большинство чилийцев, потеряв работу, готовы влезть в любые долги, чтобы не переводить своих детей из платной частной школы в школу государственную. Как исключение существует в стране несколько традиционно хороших государственных школ. Их можно пересчитать по пальцам. Конкурс в них настолько велик, что попасть туда ребенку из средней семьи практически невозможно.
Кроме того, диктатурой была осуществлена «муниципализация» школ. Для «сокращения государственных расходов» все государственные школы Чили были переведены на финансирование муниципальных бюджетов. В Чили существует несколько богатых и множество бедных муниципалитетов, доходы которых различаются в десятки раз. Это отражается и на уровне преподавания.
А несколько лет назад правительство приняло решение об обязательном переводе всех учреждений среднего образования на систему «полного учебного дня»; раньше учебный процесс шел в две смены. На практике это значило переполнение и без того тесных учебных помещений вдвое большим числом учеников, использование столовых и спортзалов в качестве аудиторий, набор в учителя случайных людей без педагогического образования, готовых давать уроки за полцены.
В Чили в результате почти двух десятилетий диктатуры люди отвыкли бороться за свои права. Выросло целое поколение «детей диктатуры», воспринимающее несправедливость как данность.
Поэтому выступления 15–17-летних «пингвинов» оказались для всех неожидаными. Все началось почти незаметно – с демонстрации нескольких сотен школьников в центре Сантьяго, которая довольно быстро была разогнана карабинерами. Правительство требования демонстрантов проигнорировало. Однако привычное безразличие властей стало катализатором новых и новых выступлений, вызвавших цепную реакцию по всей стране. К государственным колледжам начали присоединяться частные. За школами последовали университеты. Через три дня после первых захватов школ министр образования поручил своему заместителю начать переговоры. Школьники потребовали участия в диалоге лично министра. В ответ на это на улицы были выведены водометы и спецназ, а мирная демонстрация учащихся закончилась избиением и арестами сотен участников. В один из захваченных лицеев полетели гранаты со слезоточивым газом. Это вызвало волну возмущения по всей стране, и вечером того же дня генеральный директор корпуса карабинеров сбивчиво говорил о допущенных эксцессах, обещая провести немедленное расследование и наказать виновных. После него выступила президент Мишель Бачелет и, пообещав, что такого не повторится, потребовала личных разъяснений у силовых ведомств. На следующий день был смещен с должности начальник спецназа Сантьяго, а карабинеры, участвовавшие в нападениях на школьников, были понижены в званиях. Началось судебное расследование. В результате поведение правоохранительных органов изменилось в лучшую сторону.
Начавшийся почти три недели назад «марш пингвинов» привлекает все больше сторонников. К забастовке присоединяются крупнейшие университеты, учителя, родители, научные центры. По последним опросам, школьников поддерживают около 83% взрослого населения Чили.

Требования «пингвинов» таковы:

– Пересмотр системы «полного учебного дня» и создание новой схемы, которая гарантировала бы регулярный государственный контроль качества.
– Бесплатный проезд в городском транспорте для школьников.
– Отказ от «муниципализации» школ.
– Бесплатный экзамен университетского отбора (ПСУ).
– Качественное образование для всех.

В захваченных учащимися школах и лицеях действуют ассамблеи – новообразованные органы власти, принимающие все решения. Контроль над выполнением этих решений поручен школьным комитетам. Ассамблея избирает официального представителя, который доносит мнение школьной ассамблеи в городскую ассамблею школ. Та – в региональную, региональная – в национальную. Представители национальной ассамблеи несут ответственность за переговоры с правительством Чили.
Все попытки различных политических партий подчинить своим интересам или возглавить движение школьников оказались безуспешны.
В каждой школе действует собственная комиссия по безопасности, организующая круглосуточное дежурство на входе и на крыше. Чаще всего комиссии по безопасности неформально договариваются о взаимодействии с карабинерами, патрулирующими ближние улицы. С внешней стороны здания обычно дежурят родители и старшие братья школьников.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru