Первая тетрадь
политика образования
|
УРОК ИСТОРИИ
ДЕНЬ НА ПАМЯТЬ
Записала Ирина БУТЫЛЬСКАЯ
Благодарим
Джемму Сергеевну ФИРСОВУ
за помощь в подготовке материала.
Михаил ПОСЕЛЬСКИЙ:
«Моя точка съемки была у Спасской башни Кремля»
Документальный фильм «Парад Победы» в
кадре и за кадром
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве
состоялся исторический Парад Победы. Михаил
Яковлевич Посельский – последний из оставшихся
в живых фронтовых кинооператоров, кому выпала
честь снимать этот парад.
Будучи родом из знаменитой кинематографической
династии Посельских, пришедших в кино еще в
дореволюционную пору, Михаил Яковлевич закончил
операторский факультет ВГИКа в 1941 году,
незадолго до начала войны. С кинокамерой в руках
прошел долгий путь от отступления под Харьковом
и Сталинградской битвы до Берлина, где в
пригороде Карлсхоф снимал акт подписания
капитуляции Германии.
Снятые Михаилом Яковлевичем кинокадры вошли в
крупные фильмы военных лет: «Сталинград»,
«Орловская битва», «Бобруйский котел»,
«Освобождение Белоруссии», «Хелм – Люблин», «От
Вислы до Одера», «Берлин», «Разгром Японии».
Зафиксированные его кинокамерой страшные
свидетельства зверств фашизма в польском
Люблине фигурировали в числе других
доказательств на Нюрнбергском процессе.
Михаил Посельский награжден орденами
Отечественной войны первой и второй степени,
орденом Красной Звезды, многими медалями.
Участие в съемках документального фильма «Парад
Победы» (ЦСДФ, 1945) было воспринято им как
долгожданный праздник. Но не обошлось и без
неожиданностей…
Вместо пролога
Для многих из нас праздник начался еще по дороге
домой, в эшелоне, следующем из поверженной
Германии. На коротких остановках к поезду
подходили люди с цветами, обнимали победителей,
благодарили, тут же, у вагонов, кто-то пускался в
пляс… Мы ехали вместе с Борей Соколовым, моим
другом, однокашником по ВГИКу, с которым были
рядом почти всю войну. Он и сейчас, слава Богу,
жив, вот только что звонил мне по телефону… Оба
мы должны были принимать участие в съемках
Парада Победы, к которым готовилась наша родная
Хроника или, как она тогда называлась,
Центральная студия документальных фильмов.
Время это было очень радостное и – печальное,
«со слезами на глазах», как позже сказал поэт.
Особенно это чувствовалось на Красной площади,
куда каждый день стекалось множество людей. Это
стихийное проявление чувств требовало какого-то
материального воплощения, «оформления», что ли. И
поэтому Парад Победы ожидался не только как
государственное мероприятие, но и как народное
торжество, которое должна была увидеть вся
страна. Весь мир. Решено было снять
документальный фильм в двух вариантах – на
черно-белой пленке и на цветной. Для этого было
отобрано шестнадцать кинооператоров, в основном
фронтовых. Ну а главным «автором сценария»,
конечно, был сам Сталин, хозяин страны. Иначе
тогда быть не могло…
Меня чуть не выгнали…
Двадцать четвертого июня ровно в восемь часов
утра я вошел в здание фотохроники ТАСС, возле
ГУМа. Именно здесь представитель
госбезопасности должен был представить меня
человеку, который станет моей «тенью» во время
работы на параде. Даже в туалет можно было пойти
только с его разрешения. Таков был порядок! Майор
госбезопасности попросил предъявить пропуск на
Красную площадь. Он долго вертел в руках
документ, затем взгляд его остановился на кобуре,
висевшей у меня на поясе. Дело в том, что накануне
всем операторам было приказано личное оружие,
привезенное с фронта, сдать в спецотдел. Грустно
было расставаться с пистолетом, к которому я
очень привык. Вот и оставил на память от него
кобуру, а сам пистолет и восемь патронов сдал, о
чем получил справку спецотдела.
Майор долго смотрел на кобуру, затем швырнул в
ящик письменного стола мой пропуск и произнес:
– Можете отправляться домой, к работе вы не
допускаетесь.
На улице 25-го Октября меня ожидал Виктор
Иоселевич, один из основателей советской
кинохроники, любимец и наставник операторов. Он
недоумевал: «Почему ты не выполнил приказ?»
К счастью, справка о сдаче оружия была при мне, я
передал ее Виктору, и ему удалось вернуть мне
пропуск.
Чтобы не было излишней суеты во время парада,
каждому оператору заранее была определена точка
съемки. Я снимал черно-белый вариант, моя «точка»
находилась у Спасской башни Кремля.
В тот день было очень много детей…
У Спасских ворот стояла шеренга
солдат-гвардейцев, в руках они держали опущенные
к мостовой фашистские знамена. Снимаю личный
штандарт Гитлера, знамена дивизии «Мертвая
голова», которые вот-вот будут брошены к ногам
победителей у Мавзолея.
Кремлевские куранты бьют десять!
Из Спасских ворот на белом коне выезжает маршал
Георгий Константинович Жуков. Рокоссовский
отдает ему рапорт. Я снимаю этот исторический
момент…
Дальше я должен был снимать гостевую трибуну.
Показать реакцию публики, которая смотрит парад.
Сразу бросилось в глаза: было очень много детей.
Места на трибуне ограничены, взрослые попадали
туда по специальным пригласительным билетам, а
вот детей до какого-то возраста можно было
приводить без пропусков. И люди брали с собой и
своих, и еще чьих-то. Поэтому детей было не меньше
или даже больше, чем взрослых!
А потом пошел дождь…
Военный парад был в самом разгаре, когда начался
дождь. И люди стоят терпеливо, с детьми, стоят, а
сверху уже льет как из ведра. Да еще из бюро
прогнозов передали, что дождь будет только
усиливаться. И постепенно, потихоньку так,
стараясь быть незаметными, люди стали уходить –
из-за детей в основном. Трибуны опустели. Я все
это снимал и ясно видел, что к концу парада
остались только промокшие фигуры, стоявшие в
шахматном порядке, без приказа они уйти не могли.
Это была переодетая охрана…
Боря Соколов, мой друг, остался без работы: он
должен был снимать воздушный парад, из-за дождя
не состоявшийся. И гражданскую демонстрацию
пришлось отменить, хотя тысячи людей стояли в
разных концах Москвы наготове с флагами,
транспарантами и тоже с детьми…
Так что состоялся полностью только военный
парад. Потрясающий! Главный праздник столетия. И
мы, шестнадцать кинооператоров, его сняли.
Картина была готова очень быстро, хотя монтаж и
озвучание цветного варианта пришлось
осуществлять в Берлине. Режиссерская группа и
диктор Леонид Хмара вылетели в Берлин.
И тут с Леней произошел трагикомический казус.
Впервые попав за границу, он решил отметить это
событие в ресторане. Но едва проголодавшийся
московский диктор приступил к закуске, он
умудрился прикусить себе язык, да так сильно, что
понадобилась «скорая помощь». Когда в Москве
узнали, что немецкий врач запретил нашему
диктору открывать рот, решили, что это вражеские
козни… На самом деле доктор, лечивший Хмару,
оказался хорошим специалистом, и через неделю
фильм «Парад Победы» был озвучен и готовым попал
на просмотр в Кремль.
Сталин фильм не принял
Когда просмотр был окончен, он спросил у
тогдашнего министра кинематографии Большакова,
почему командующие фронтами показаны не все,
куда подевались Баграмян и Еременко? Это было
названо политической ошибкой.
А дело в том, что восемь командующих выходили на
парад в мундирах и погонах маршалов, а двое
оставались в генеральской форме. Операторы едва
успели запечатлеть на пленку маршалов, а на
съемку генералов уже времени не хватило…
Что было делать? Судьбу фильма и выпуск его на
экраны теперь решала только наша оперативность.
Тут выяснилось, что командующий Первым
Прибалтийским фронтом Баграмян со своим штабом
уже находится в Риге, а командующий Четвертым
Украинским генерал Еременко и его штаб – в
Кракове. Значит, кого-то из операторов необходимо
срочно посылать в Ригу, другого в Краков, а
предварительно узнать, где парадные
генеральские мундиры, в которых они были на
Красной площади. Оказалось, что мундир Баграмяна
в Москве у его жены, а Еременко – при нем в Польше.
Оператор Зиновий Фельдман немедленно вылетел в
Латвию. А жребий снимать генерала Еременко выпал
мне.
Ради нескольких кадров…
Перед самым отлетом в дирекции студии мне
предложили объяснить генералу, что его съемка на
параде забракована из-за капель дождя, попавших в
объектив.
На следующий день я вхожу в кабинет Еременко. За
столом сидит грузный, усталый человек. Я
докладываю о цели приезда и что-то бормочу насчет
этих самых капель… Не дослушав, он встал и
грохнул кулаком по столу:
– Кто научил вас врать генералу, капитан? Мимо
меня пробегали ваши операторы, и никто не
удосужился остановиться и снять меня там, на
параде. А теперь кругом марш!
Я пулей вылетел за дверь, проклиная себя за это
вранье. Как быть?..
Убедить сурового генерала в необходимости
съемки мог только начальник военной миссии
Советского Союза в Польше Шатилов. Я честно
рассказал ему о случившемся и попросил помощи.
Шатилов обещал посодействовать… Через
некоторое время за мной прибыл мотоцикл с
коляской – Еременко приказал доставить меня в
штаб. После того как я выслушал еще не один
справедливый упрек генерала к кинохронике,
последовал вопрос:
– Что вам нужно от меня сейчас?
А нужно было боевому генералу надеть парадный
мундир и на фоне красных знамен, которые
прикрывали бы отсутствующий в Кракове ГУМ,
постоять немного, пока я сниму его и для
черно-белого, и для цветного вариантов фильма.
Снимать решили за чертой города, подальше от
любопытных глаз. Точно в назначенный час
Еременко появился в парадном мундире, увешанный
сверкающими боевыми орденами, и сел в машину. Два
бронетранспортера с солдатами и армейскими
знаменами сопровождали нас. И как только колонна
выехала за город, в небе появились первые тучки
и… пошел дождь! Еременко посмотрел на меня:
– Что будем делать, капитан?
– Вы помните, товарищ генерал, во время парада в
Москве тоже шел дождь, и наша съемка хорошо
совпадает с погодой, что была тогда…
Прикрывая рукой камеру, чтобы вода не попала в
объектив, я стал наводить на фокус. Считанные
секунды Еременко постоял на фоне приготовленных
знамен и быстро шагнул под крышу автомобиля.
Теперь надо было перезарядить камеру и все
повторить сначала. Ливень был уже, я не
преувеличиваю, в точности как 24 июня в Москве. Я
посмотрел на промокший мундир генерала и с
мольбой в голосе попросил: «Нужно еще
чуть-чуть…»
Еременко стремительно выскочил из укрытия и на
какие-то мгновения встал под знамена.
Когда ехали обратно, я посмотрел на счетчик: в
аппарате было снято три метра пленки, да и в
другой, цветной кассете было не больше. Значит, ни
одного кадрика не отрезать… С этим я и улетел в
Москву.
В лаборатории мне сообщили, что Фельдман,
снимавший Баграмяна, тоже только что сдал свою
пленку в проявку. Задание мы оба выполнили в срок,
и вскоре фильм «Парад Победы» был выпущен на
экраны.
Теперь, когда этот фильм показывают по
телевидению и я вижу стоящих «будто бы» на
Красной площади Еременко и Баграмяна, вспоминаю,
сколько пришлось переволноваться ради этих
нескольких кадров…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|