Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
 

Все мы хотим для своих детей счастливого будущего, где они успешны, самостоятельны и независимы.
Но, к сожалению, эти благие намерения иногда приводят к совершенно противоположному результату. А средства, которые мы используем для достижения поставленных целей, оказываются неадекватными. Почему так получается?
Олег КАЛИНА, психолог-консультант;
Татьяна ПАНКОВА, школьный психолог

Исполнительница всех желаний

Мама, которая старается оградить детей от всех проблем, может стать для них самой большой проблемой...

Результат благих намерений

Казалось бы, это же так прекрасно: мать и дитя, всегда вместе, всегда неразлучны. Но одно дело, когда это младенец, и совсем другое – если ребенок уже школьник. И внимание, уделяемое ребенку, ставшему целью и смыслом всей жизни, поглотившему все свободное время взрослого, превращается в серьезную проблему.
Гиперопека со стороны матери ставит под сомнение эмоциональное благополучие детей. Какое поведение наиболее типично для первоклассников, чрезмерно опекаемых матерью? Они не посещали детский сад, их матери просто не отдавали их туда: «там плохие воспитатели», «в саду можно заразиться инфекцией». Мать полностью удовлетворяла все потребности ребенка. В результате в психическом плане у него не выработалось четкое понимание границ между ним самим и другими людьми. Придя в первый класс, он пытается общаться с другими детьми, как с мамой, учитывая только свои желания и ждет полного понимания и терпимости. Капризов, ссор, конфликтов, истерик и даже приступов агрессии не миновать.
Может случиться и так, что ребенок окажется не способен заводить знакомства среди детей: одинокий и нелюдимый, он будет проводить время в школе в мыслях о маме, которая раньше всегда была «под рукой», а тут вдруг так далеко.

Сверхзависимость и школа

В особых случаях такая привязанность ребенка к родителю приводит к тому, что он вообще не может находиться в школе. Психологически это означает, что в его внутреннем мире нет надежного материнского образа, который придал бы ему уверенности и позволил хотя бы в школьное время побыть одному. Для таких детей мать существует не как родитель со всеми его атрибутами, а как исполнитель желаний. В результате «насильственного разделения с помощью школы» не только ребенку плохо без мамы, но и мама чувствует себя одинокой и покинутой.
Другое проявление материнской гиперопеки – частые болезни, простуды, стоило ребенку пойти в школу. Для матери это лишнее подтверждение своей житейской правоты: вот видите, какой он у меня слабенький и болезненный, вечно надо за ним ухаживать и оберегать, одевать потеплее. А для ребенка – способ оставаться все время с матерью, не разлучаться с ней. Тем более что это не только исполнение его желания, но и исполнение желания матери. Лишь в присутствии матери сверхзависимый ребенок может чувствовать себя в безопасности.
А в какую проблему превращается совместное делание уроков! Почему? Для гиперопекающих родителей и их детей такое времяпровождение становится мучительным «удовольствием», растягивается на долгие часы, обрастает ритуалами. Родители пытаются проконтролировать каждую запятую, добросовестно выполнить все домашние задания на «отлично». И объясняют свое рвение «несобранностью» и «неорганизованностью» ребенка, якобы неспособного на самостоятельное усвоение знаний.

Правила деления

Но школа вводит в жизнь ребенка свои правила. Гиперопекаемым детям очень трудно приспособиться к ним, созданным кем-то другим и действующим для всех. Ведь ребенок привык чувствовать себя одним-единственным, уникальным, особенным, но никак не «одним из нескольких». Он может встать во время урока и пойти гулять по классу или сделать, что ему в голову придет. Конечно, такое поначалу может случиться с каждым, но у детей с зависимостью это будет продолжаться и дальше, вызывая у учительницы чувство злости, раздражения, бессилия.
Для таких детей существуют лишь свои собственные правила, которым должны подчиняться все остальные. Тут они как будто меняются ролями со своими родителями. «Свято место пусто не бывает», и если позиция главного в семье (отца) вакантна в силу разных обстоятельств, ее займет его величество Ребенок. И такие действия ребенка, как ни парадоксально, будут радостно приняты матерью. Семья продолжит функционировать, хотя и патологично.
Часто гиперопекающие родители стараются не пускать ребенка на улицу, в гости к одноклассникам, всюду сопровождают его. Матери могут по-разному мотивировать собственное поведение, связанное с ограничением контактов, возможностей и свободы своего ребенка. Самое популярное объяснение: сейчас на улицах опасно, теперь другие времена, доверять чужим людям нельзя. Да, ребенок попадает в потенциально опасный мир. И казалось, для матери очевидным и нормальным будет постараться максимально обезопасить своего ребенка, предоставить ему все, что нужно. Здесь-то и проходит та грань, которую некоторые мамы не могут переступить. Мать сделает гораздо больше для своего ребенка, если начнет постепенно открывать ему окружающий мир, новые, может, и более опасные, зато полноценные отношения с другими людьми.
Когда ребенка отдают в школу, можно сказать, что замученный гиперопекой малыш и его мама сделали первый серьезный шаг к взаимному обретению независимости друг от друга. Правда, можно ожидать повышенную агрессивность ребенка. Дело в том, что, когда двое, мать и ребенок, перестают в какой-то момент быть единой психической целостностью, у ребенка появляются злость, обида, печаль из-за необходимого расставания.
Мамы очень болезненно воспринимают даже само слово «разделение». У них появляются раздражение и злость на психолога, говорящего об этом. Разговоры о разделении звучат для них так, будто у них хотят отнять ребенка, оторвать его. Они тут же фантазируют, что когда ребенок вырастет, то забудет о матери. Потому-то и важно, как именно происходит процесс сепарации. Наиболее гармонично – с помощью и при поддержке отца ребенка. Тогда эти первичные диадные отношения матери и ребенка не разрываются столь болезненно. И если матери и отца нет рядом в какой-то момент, ребенок может вспомнить о них и опереться на свои воспоминания.
Если же произошло так, что мать осталась лишь во внешнем мире ребенка и не фиксируется во внутреннем как некая надежная, любящая и отдельная личность, то догадаться нетрудно: ребенку нелегко придется в школе. А зачем ему, к примеру, числа на арифметике складывать, если его, кроме единицы – символа психической слитности с матерью, ничего не интересует?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru