Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТНОШЕНИЯ С ХАРАКТЕРОМ
 

Все мы хотим для своих детей счастливого будущего, где они успешны, самостоятельны и независимы.
Но, к сожалению, эти благие намерения иногда приводят к совершенно противоположному результату. А средства, которые мы используем для достижения поставленных целей, оказываются неадекватными. Почему так получается?
Нина КАШИНА,
психолог реабилитационного центра

Мы просто завязываем ребенку шнурки...

А на самом деле завязываем узел будущих трудностей в самостоятельной жизни

До боли знакомая картина: бабушка, согнувшись в три погибели, завязывает шестилетнему внуку шнурки на ботинках
и при этом привычно жалуется по поводу трудной бабушкиной жизни. Внук молчит, смотрит в сторону и не мешает бабушкиным манипуляциям. Отлаженный механизм.
Не выдерживаю: «А  сам?» Бабушка спешит ответить за него: «Мы очень торопимся. А он все равно сделает неправильно!» Внук – жизнеспособный пацан с крепкими руками и ногами и соответствующим возрасту интеллектом. Все вроде бы в норме, да вот беда: всепоглощающей заботой его так плотно взяли в кольцо мама с бабушкой, что ребенок не вписался даже в детский сад, а скоро школа.
Он боится всякого дела, отказывается от любого нового задания: «Мы с мамой этого не делали!»
Бабушка охотно жалуется специалистам: «Мой первый внук (от другой дочери) такой болезненный, такой болезненный. И этот такой же будет. Мы его бережем. У него чуть что – насморк. А там недалеко до бронхита. А потом у него будет астма. Ведь у меня астма. Значит, и у него будет». И так ежедневно. Бабушка не обучалась методикам нейролингвистического программирования, но действует вполне профессионально.
В характеристике из детского сада психолог отметил: «гиперопека мамы и бабушки». Они обе об этом знают, им сказали, но ничего не меняется, они не могут по-другому. И ведь не со зла, а всей душой желая помочь ребенку.
Как мальчик со слабыми волевыми качествами может вести себя в подобной ситуации? Вариантов не так много. Согласится стать объектом неусыпной заботы. Попытается прорвать плотное кольцо опеки. Или все-таки научит уважать себя. Какой из вариантов он осилит?
Как все переплетено и завязано! Сначала душат своими страхами, не дают не то что самим собой стать, а даже почувствовать свои силы и возможности. А потом, если не удается вырваться (пожалеет, пожертвует собой), потом, когда пройдет лучшая половина жизни, этот уже постаревший, но по-прежнему удобный для всех ребенок, окажется всем должен по самому взрослому счету: «Мы отдали тебе все! А ты?!» И что делать? Кто виноват?
Есть такое японское увлечение – бонсай. Искусство выращивания большого дерева в виде маленького комнатного растения. Редкое искусство – не дать сосне стать большой и вольной, а превратить ее в карлика-уродца на собственном подоконнике. Начинать процесс надо с семечка, чтобы ни на минуту у сосны не появилось даже мысли о возможной воле. Малейшее упущение, ослабление пресса – и пропал опыт. Растение тут же рванет вверх. Что ж, надо выкидывать и брать новое семечко. И опять кропотливо не давать ему жить.
Может, бонсай – это и красиво. Но я каждый раз невольно вздрагиваю, когда вижу. Сосну жалко, она этого не хотела.
Видеть здоровым и счастливым ребенка, дееспособным, позволить ему жить своей жизнью, такое может только тот, кто сам живет собственной жизнью. Страх, запрет, непущание не могут быть движущими силами воспитания.
Не лишайте детей права действовать и взрослеть. Желать и исполнять свои желания собственными силами. Тогда и силы эти будут прибывать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru