Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Третья тетрадь
детный мир


 

Елена КОННОВА,
учитель математики
г. Волгодонск, Ростовская область

Родительский экзамен

Записки матери медалиста

Сейчас, когда в школах идут выпускные экзамены, тысячи родителей незримо и негласно проходят испытание на верность детям. Кто-то сверяет свою любовь по результату. Кто-то уверен, что без денег его ребенок ничто. Кто-то в любой ситуации беспрекословно принимает сторону ребенка.
А кто-то нагружает чадо непомерным весом собственных амбиций. Мама или папа, оставившие ребенка в эти дни в покое, – большая редкость.
Не из равнодушия оставившие, а из деликатного стремления не мешать.
«Пусть он сам пройдет экзаменационную дистанцию. Ощутит ее как поле личной свободы, примет ответственность за свой выбор.
Не исключено, что шишек набьет, но ведь и личный опыт получит» – эти и подобные мысли даются родителям, особенно мамам, очень нелегко.
Даже если ребенок не первый и не единственный. Даже если мама – квалифицированный педагог. И даже если ребенок вполне благополучный…

10 мая. Наконец-то появилась информация из приемной комиссии мехмата МГУ. Мой сын сдал математику на 10 баллов, и теперь ему нужно только написать сочинение! А если получит медаль, то… уже поступил! Медаль нам планируется серебряная, но и за это спасибо учителям. Мягко подходили к выставлению оценок. Да он и сам знает: четверка по литературе и русскому – предел мечтаний. Все сочинения по два раза переписывал.
14 мая. Сын принес расписание выпускных экзаменов. Три обязательных, три по выбору – это я вроде и раньше знала. Но каким же ударом было узнать, что он четыре из них сдает в форме ЕГЭ! По такому важному поводу со мной не посоветовался! Я не против ЕГЭ, при всех недостатках объективности там гораздо больше, к тому же лишний шанс для поступления в институт. К тому же у нас ЕГЭ по выбору: сдавай в жесткой форме нужные для поступления предметы, а остальные – в теплых школьных условиях. Но Витя! Он выбрал ЕГЭ по литературе. Как он ее сдаст, если читает хоть и много, но в основном книжки по математике. Тройку получит – не будет медали…
15 мая. Попыталась поговорить с сыном. Понять хотела, о чем он думал, когда принимал рискованное решение. Говорит: «Лучше сдавать ЕГЭ, чем учить двадцать стихотворений к билетам». Я уговариваю сдавать устно, со всем классом: «Учителя на школьном экзамене всегда помогут, пожалеют, поддержат. В крайнем случае мне потом выскажут, что оценку натянули, но без медали-то не оставят!» Нет. Не хочет. Расстроилась страшно, но отступить не могу. Через некоторое время снова возвращаюсь к теме: ведь можно же подобрать пять-семь стихотворений, которых хватит на все билеты, давай попробуем! И опять отказ.
Я начинаю думать о том, что завожусь только из-за медали. Эти медали, думаю я, давно пора отменить. Ходят сейчас медалисты в моей школе, свои давние тройки и двойки исправляют. Кому это надо? И ведь известно, что многие вузы не признают медали, борются с ними при помощи собеседований. Обесценилась медаль-то. Разве только показателем настойчивости является – ребенка, родителя или классного руководителя. А знания… Не это в школе главное. Мой ребенок весь год твердил, что и без медали прекрасно обойдется. Это нам, родителям, все хочется соломки подстелить своему чаду. Ему медаль, видите ли, не нужна. Мне, значит? Если хорошенько подумать – не очень. А если честно? Только ли в том дело, чтобы вступительное сочинение в университет писать не пришлось?
16 мая. Решила подойти к проблеме с другой стороны. Предложила сыну скачать демоверсии ЕГЭ по литературе, а заодно и по другим предметам. Просто попробовать свои силы. Согласился. Скачали. Сын выполнил задания. Посчитал баллы. Увы, результат где-то между тройкой и четверкой. И к тому же неизвестно, какой будет в этом году шкала пересчета в оценку. Каждый год она разная. Уверенности у сына поубавилось. Сказал, что завтра пойдет отказываться от ЕГЭ и записываться на устный. И сразу на душе у меня стало спокойно.
17 мая. Рано я радовалась. Пришел сегодня сын из школы и доложил, что отказаться от ЕГЭ можно было только в апреле, теперь уже поздно. Оказывается, в классе не он один такой медалист. Всем, представьте себе, стало лень билеты по литературе учить. И теперь все едва не рыдают, но отказываться поздно. Впрочем, мой не рыдает, говорит: “На четверку сдам, пусть плохонькая будет”. Переживать – это доводится мне.
И я не могу успокоиться, хочу этот вопрос решить. Наверное, в школе просто возиться не хотят с изменениями в базе данных, вот и отказали. Знаю, что до конца мая даже перечень экзаменов можно поменять, что уж говорить о форме аттестации. Начинаю выяснять в интернете. Написала на форум педсовета. Там сочувствуют, но точно не знают. Добралась до нормативных документов. Увы, все правильно. Можно было отказаться от ЕГЭ до 25 апреля… Заплакала. Пожаловалась мужу и сестре. Муж промолчал. Сестра написала, что все мой сын прекрасно сдаст, просто я его недооцениваю.
18 мая. Взяла на день у учительницы книжку с тестами для подготовки к ЕГЭ по литературе, отсканировала. Сын ушел гулять с одноклассницей. Потом у него вечерняя пробежка. Учиться ему просто некогда! Нервы у меня окончательно расшатались. Пришел с улицы веселый, рот до ушей, букетик полевых цветочков мне протягивает. Давно такого не было, если только начальную школу вспомнить. В последнее время уже радость, если он отвечает на мои вопросы. А так – буркнет что-нибудь, вот и пообщались. От неожиданности я начинаю к нему присматриваться: потный, зрачки расширены, пошатывается слегка, но спиртным не пахнет, я этот запах чувствую безошибочно. Не дай бог наркотики! Где он там бегает, с кем? Чувствую, мурашки по коже поползли. И не спросишь, все равно правды не скажет. А если мне это все кажется? Обидится надолго. Что же делать? Лихорадочно вспоминаю, какие же зрачки у принявших наркотики, расширенные или суженные? Они бледные или потные? Не помню, все в голове перемешалось.
Так. Приказываю себе: успокоилась. Что нам подсказывает здравый смысл? Потный и шатается. Но если бы пару километров пробежала я, то вообще упала бы. Зрачки расширены. В коридоре-то темно! Пошла в комнату, выключила свет, посмотрела в зеркало – и у меня расширены. Уже почти успокоенная, позвала сына на кухню. При ярком свете вполне нормальные зрачки, и что мне в голову такие глупости пришли?
19 мая. Сын с одноклассником репетируют дуэт к Последнему звонку. Леша с гитарой, сын с флейтой. Пять лет назад музыкальную школу закончил и с того времени инструмент в руки не брал. Вот когда пригодилась! Когда надо к ЕГЭ по русскому и литературе готовиться... Вчера вроде бы сел писать мини-сочинение по части С, но не смог понять по тексту, какую позицию защищает автор. Позвал меня. Читаю фрагмент из выступления Дмитрия Лихачева об интеллигентности. Высказываю свою мысль. Он ни в какую со мной не соглашается. В чем же основная идея этой статьи? Витя решил, что академик Лихачев говорит о нравственности. Я уверена, что про свободу и самоограничение. Увы, мы ссоримся, сочинение так и не написано.
Мне это надо? Голову ломать? Нужно было сказать: «Сам думай», вот бы и получилось сочинение. А с другой стороны, когда мы с ним последний раз на такие темы разговаривали?
23 мая. Сын ушел на консультацию по русскому языку. Я нервничаю. Вчера, вместо того чтобы готовиться к ЕГЭ, читал книжку про геометрию Галилея. Вот я, например, даже не знала, что такая существует. И в этой геометрии сумма сторон любого треугольника равна нулю. Но у меня такое чувство, что нулю равны его знания по литературе. Сбежала с педсовета – отпросилась, конечно, но это дела не меняет. Ради того, чтобы еще раз убедить: нужно серьезно готовиться. Вот он, кажется, пришел. Пойду борщ греть и за обедом буду пытаться заговорить о жанровых особенностях произведений из школьной программы. Сын говорит, что все имеющиеся тесты по литературе прошел, хочет купить вопросы и ответы к устным билетам и почитать. Ну стоило ли отказываться от устного экзамена, если теперь все равно билеты надо читать?
25 мая. У сына Последний звонок. Классный руководитель плакала, другие родители слезы утирали, а у меня как-то и мыслей про слезы не было. Удивилась даже своему полному бесчувствию. Все мысли – об экзамене по литературе. Поздравила их класс, сказала, что желаю им научиться достойно встречать неудачи. Сказала так, потому что все в этот день желали им только счастья и успехов, а в жизни, увы, так не бывает.
Потом с коллегами впятером собрались, чаю попили, повздыхали – и домой. А сына дома нет, гулять ушел с одноклассниками. И что-то так мне стало грустно, и слезы сами собой потекли. Дети вырастают, уезжают учиться. Два моих старших сына уже вылетели из гнезда, теперь младшего очередь. И как же мало мы с ними общаемся, как мало…
26 мая. Жара стоит выше тридцати. Горячую воду отключили. Завтра сын сдает литературу. Завел на флейте что-то тоскливое. Прямо плакать хочется. Перед этим он целый час – или всего лишь час? – читал билеты по литературе. Мало учит! «Впрочем, первую половину дня он провел на консультации», – уговариваю себя.
27 мая. Ребенок пришел с экзамена довольный. Вроде бы смог. Или ему это кажется? Вот и флейта звучит повеселее. А может быть, мне так хочется думать? Теперь на очереди русский язык! Нельзя расслабляться!
29 мая. Сын читает про хроматические числа. А русский? Предложила ему написать тест по русскому языку он-лайн. Согласился, 90% правильных ответов. Правда, там нужна всего лишь грамотность, а на экзамене правописание – это лишь малая часть. И все равно на душе стало спокойнее. В такие редкие минуты, в ситуации успеха, легко думается о том, что наши дети взрослые, сами выбрали форму экзамена и сами могут отвечать за свой выбор... Но чаще матери так думать о детях очень, очень грустно.
30 мая. Русский сдан! Осталось дождаться результатов, тоже труд. И хотя еще четыре экзамена впереди, самые трудные для нас – за спиной.
2 июня. Пришли результаты ЕГЭ по литературе. У сына пятерка, на удивление твердая: 77 баллов из 100. Сказал спокойно: «Не зря же я готовился». И другие медалисты написали не ниже чем на «четыре». Наверное, мы и в самом деле своих детей недооцениваем. Не заметили, как, когда они повзрослели. Стали понимать, чего хотят, научились отстаивать свою правоту, несмотря на прессинг взрослых. А мы все пытаемся держать их за руку. Вести в правильную сторону.
Когда же приходит пора выпускать ладонь ребенка из своих рук? Как верно угадать этот момент? И неужели для этого нам обязательно нужны подтверждения – успехи и достижения?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru