Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

У книжной полки

М.М.Кравцова
Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.
М.: «Генезис», 2005.

Книга из серии «Психолог в школе», но может быть интересна учителю. Ибо ребенок, которого постоянно дразнят и травят, есть почти в каждом классе.
Для того чтобы профессионально работать с проблемой, нужно представлять себе причины явления, характерные черты жертв и преследователей, пути преодоления проблемы.
Каждому пункту посвящена отдельная глава.
Так, жертвой обычно становится ребенок не такой, как все: неуспешный, слишком опекаемый в семье, имеющий физические недостатки, слишком робкий или замкнутый. Подробно описаны психологические особенности жертвы.
Мучители делятся на зачинщиков и преследователей. Автор приводит описание характерных черт тех и других, рассказывает о том, почему даже приветливые и неагрессивные дети втягиваются в травлю изгоя.
Некоторые типы детей могут оказаться как в роли преследователя, так и в роли жертвы. Это агрессивные дети и ябеды. Автор рассматривает оба варианта для каждого типа и, самое главное, объясняет, как не допустить нежелательного развития взаимоотношений ребенка с одноклассниками. Например, как можно по-разному реагировать на жалобы ябеды, чтобы не поощрять такой стиль поведения и не подставлять ребенка.
Учителю необходимо знать и о формах преследования. Например, клички и дразнилки – не безобидная игра, а форма преследования. Шантаж и вербальная агрессия – самые распространенные формы морального насилия в начальной школе.
Для того чтобы бороться с явлением, нужно познакомиться с причинами. О них вы тоже узнаете в главе «Моральное насилие». Там же – всевозможные способы противодействия. От «не обращать внимания» до «отговориться» («кто обзывается – сам так называется» и еще несколько).
Вся вторая часть рассказывает о преодолении ситуации. Названия глав и разделов говорят сами за себя: «Роль учителей», «Важные мелочи», «Как помочь», «Помощь родителей», «Что делать, если ребенка отвергают»…
В конце книги вы найдете описания игровых занятий и опросников для детей разных возрастов.

А.А.Гин
Приемы педагогической техники.
М.: «Вита-Пресс», 2006.

Издатели представляют книгу как методический бестселлер. И это не преувеличение. В ней собраны приемы управления классом и поддержания дисциплины; технологии организации традиционного и нетрадиционного уроков; приемы проверки знаний; способы, помогающие заинтересовать ребят новой темой и повторить пройденное; много материала посвящено организации труда учителя.
При этом автор не претендует на роль первооткрывателя. Он собрал, систематизировал и описал доступным языком методические приемы, используемые многими учителями.
Помимо удобной и понятной системы, все приемы «подчиняются» нескольким принципам: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, идеальности.
Если вы исповедуете те же принципы, книга вам точно пригодится. Прежде всего при подготовке к уроку. Например, опрос. Его можно провести двенадцатью разными способами. Про каждый сообщается, для какой ситуации и каких целей он больше подходит. Все хорошо знакомы и понятны («если ученик пришел неподготовленным…»). Последняя форма заставляет улыбнуться: «Идеальный опрос (почти шутка)». Это когда вы просите поднять по очереди руки тех, кто чувствует себя готовым на «5», на «4» и т.д. Однако автор тут же поясняет, что «такой сценарий применяют не часто».
Вообще вся книжка написана в доверительной и не занудной манере. И в то же время все по делу.
В последней главе «Организация труда учителя» дано много приложений. Например, технология создания картотеки, конструктор урока, факторы успеха.
Книга пойдет на пользу и учителю-новичку, и опытному педагогу.
Одно плохо: большой формат и мягкая обложка. Коллеги, которые будут у вас ее одалживать, затреплют моментально.

Александр ЯКОВЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru