Вторая тетрадь
школьное дело
|
УРОК ПО УЧЕБНИКУ
ДАЛЬНИХ ДОРОГ
Вы идете в первый поход с детьми?
Что нужно знать, чтобы он стал
именно походом, а не тяжелым испытанием или
увеселительной прогулкой
Бывает так, что взаимоотношения с классом ну
никак не строятся, особенно у молодого учителя.
Он то напускает на себя строгость и вызывает
отторжение, то слишком либерален – и ему садятся
на шею. Самый лучший способ найти точку
равновесия с классом – пойти в поход. Там все
встает на свои места: трудности и успехи
объективны и очевидны, требования диктуются не
волей взрослого, а реальными условиями. Это
чувство содружества наверняка сохранится и в
следующем учебном году.
Летний поход с детьми – огромное удовольствие,
если вы заранее к нему подготовились. Начинается
эта подготовка не с покупки снаряжения (хотя это
важный момент), билетов, а с рождения идеи: куда и
зачем мы отправляемся.
Вопрос «куда?» решается проще. Земля повсюду
красива, особенно если человек не испортил ее.
Наиболее привлекательны места, где можно
купаться (море!), лазить (по горам, по деревьям),
встречать нечто удивительное (скелеты
доисторических животных, стоянки первобытных
людей, пороги и перевалы…). А главное –
хочется убраться из дому, подальше от
родительской опеки, почувствовать себя
свободными, самостоятельными, пережить
удивительные приключения.
Но зачем мы отправляемся в путь и как будем
странствовать? Необходимо заранее четко решить:
мы пройдем маршрут (спортивная задача), составим
карту и соберем образцы камней, сделаем пробы
воды (научная экспедиция). В любом случае все
участники должны быть согласны идти к намеченной
цели, выполнять определенную работу, мириться с
неизбежными трудностями. В момент усталости, в
конфликтной ситуации самым убедительным
становится аргумент: мы так договаривались, ты
знал, на что шел. Если группа не объединена общей
целью, жди неприятностей и ссор в походе.
Заранее и во всех подробностях стоит обсудить
детали походной жизни, чтобы дети действительно
представляли, что их ждет. Потому что само слово
«поход» порой ничего им не говорит.
– Мы часто ходим в поход с родителями, – говорит
семиклассница и рассказывает про пикники с
шашлыками. Она даже не представляет, что поход –
это тяжелый рюкзак, грязные каны, вода из ручья,
макароны с тушенкой и тяжелый ежедневный труд.
Несбывшиеся ожидания могут стать причиной
плохого настроения, капризов – в сущности,
испортить поездку и самой девочке, и всем
окружающим.
В таком подробном обсуждении формулируются
незыблемые, всем понятные правила жизни и
техники безопасности. Почему рюкзаки нельзя
сделать одинаковыми по весу, а нужно поделить
груз по силам каждого? Почему один из самых
сильных ребят непременно должен идти в конце
группы? Почему на дежурство лучше ставить в пару
к опытному походнику новичка? Возникает иное
представление о справедливости.
В обычной жизни наши дети привыкли зависеть от
взрослых, от их требований, плохого или хорошего
настроения. Нельзя съесть конфету, потому что
мама не разрешает. Нельзя пойти гулять, потому
что папа не отпустил. Эту логику они берут с собой
в дальнюю дорогу и радуются отсутствию
бдительного надзора. Ведь педагог не в силах
следить за всеми ежеминутно. Очень важно, чтобы
ребята услышали (пусть и не поймут сразу), что в
походе мы зависим от более непреклонного
повелителя – от природы. Съеденная в лесу
незнакомая ягодка может стать причиной боли в
животе (это в лучшем случае) или тяжелого
отравления (всю группу придется снять с
маршрута). Сорванный неизвестный цветок обожжет
руки сильнее огня, только боль почувствуешь не
сразу. Есть такой – неопалимая купина. Конечно,
никто строго не проконтролирует, просушил ли ты
вечером одежду у костра, спрятал ли на ночь обувь
в палатку. А утром штаны и кроссовки окажутся
мокрыми, и взять сухие вещи будет негде. И сам
замерзнешь, и группу поставишь в трудное
положение: то ли не выходить на маршрут, сушить
недотепу, то ли искать по рюкзакам запасную
обувь.
Теперь о снаряжении и продуктах. Рюкзак нельзя
собирать, как портфель. Это в портфель можно
забыть положить тетрадь. В полевых условиях так
не получится. Поленился купить накидку от
дождя – обязательно случится ливень. И кто-то
будет укрывать тебя своей накидкой, промокнете
оба. Не взял консервный нож, спички, положенную по
раскладке банку сгущенки – лишние проблемы
для всех.
По мере того как проясняется картина будущей
поездки, определяются проблемы и ответственные
за их решение. Кто-то берет на себя составление
продуктовой раскладки – завпит. Кто-то
отвечает за несъедобное снаряжение – завхоз, за
ремонт всего, что ломается, – заврем. За
аптечку – завмед. Группе понадобится фотограф
(или даже два) – снимать нас, любимых, в разных
забавных положениях, а также пейзажи, трудные
участки, горные пласты. Нужен летописец,
картограф, гитарист…
Помимо постоянных должностей есть временные.
Должность дежурных, например. Договоритесь
заранее, что входит в их обязанности, как часто
они будут меняться. Хорошо, если есть дежурный
штурман. Тот, кто сегодня идет во главе группы,
выбирая дорогу. В этом случае к концу похода все
будут знать карту наизусть, ориентироваться по
ней, как заправские путешественники, а слова
«компас» и «азимут» перестанут ассоциироваться
только с уроками географии.
Поход – это всегда риск, и далеко не все зависит
от наших усилий и желаний. С ребятами можно
обсудить, «что делать, если…». Так сложатся схемы
действий в критических ситуациях.
Нужно заранее приготовиться ко всякой погоде, ее
не закажешь, смириться с тем, что будет иногда
трудно, холодно, мокро, грязно… Зато как здорово!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|