Вторая тетрадь
школьное дело
|
ЗНАНИЯ КАК ВИТАМИН
РОСТА
Мария МИРКЕС,
директор школы «НооГен»
г. Красноярск
Погружение в предмет:
нестандартные подходы
Как можно использовать
наработки НооГена в общеобразовательной школе
Наиболее разработанный формат использования
методов НооГена в школе – применение
ноогеновских задач для глубокого усвоения
базовых понятий школьных предметов. Учителю
необходимо выделить эти понятия и создать
НГ-задачу, которая вместила бы понятия в
необычный и даже нереальный контекст. Только
такая ситуация заставит школьников создать
понятие заново и выделить его сущностные, а не
внешние характеристики.
Если кажется, что созданная задача слишком
абсурдна или очевидно нереальна – пугаться не
надо. Гораздо хуже, когда задача «нормальная»,
тогда ребятам ничто не мешает действовать
привычными, шаблонными способами.
Предположим, надо освоить базовые понятия
механики – путь, расстояние, время, траектория
движения, измерение пути и скорости. Какая задача
подойдет для этих понятий? В нашей школе она была
сформулирована так: «Построить механику в мире с
дискретным пространством и временем».
Она достаточно странна, чтобы не позволить
формально переносить знания из обычной механики
в заданную ситуацию, поскольку привычные
представления и законы в дискретном мире
перестают работать. В нем непонятны самые
простые вещи: что означает ситуация, когда одна
машина едет в два раза быстрее другой? как
выглядит равномерное прямолинейное движение?
как измерить скорость? с помощью каких приборов
измерять время и расстояние?
Решая эту задачу, не следует торопиться и сразу
переходить к формулам механики. Необходимо
действовать в слое обычных описаний. Как
измерить? Как вообще выглядит движение в этом
мире? Каким оно бывает? И так далее.
Лист ватмана или доска – отличное подспорье для
подобных онтологических разбирательств.
Организационно вполне подходит классическая
схема. Детей необходимо разбить на группы по 4–6
человек. Групп должно быть не меньше трех, чтобы
появилось разнообразие и коммуникация. На
решение задачи отвести от часа до полутора. Затем
группы излагают свое решение на общем заседании,
где эксперты – сами участники.
Если необходимо серьезное продвижение в
освоении понятий, следует сделать промежуточное
общее заседание, затем еще один цикл работы. Если
педагог хочет скорее познакомить, дать
попробовать, то достаточно одного цикла.
Решать подобные задачи лучше либо в начале
темы/курса (тогда произойдет введение в предмет),
либо в середине (это позволит упорядочить,
систематизировать знания) или в конце (с одной
стороны, будут упорядочены знания, с другой –
показаны горизонты возможного развития темы, с
третьей – проведена итоговая аттестация).
НГ-задача может быть подстроена под каждое
понятие школьных предметов. Вот примерный список
задач.
1. Построить мир плоских существ, живущих на
плоскости (не имеющих толщины), у которых
невозможны наслоения, а в остальном все как у нас.
2. Построить геометрию фигур с постоянной
площадью и меняющейся формой.
3. Построить мир чудес (в котором чудеса
закономерны).
4. Построить мир, где нет чисел, но есть
высокоразвитая цивилизация.
5. Построить мир с дробной, плавно меняющейся
размерностью простран-
ства и доказать (или опровергнуть), что
размерность ? является оптимальной для жизни.
6. Построить мир, в котором возник язык без
существительных, создать произведения
литературы этого мира.
7. Построить кинематику в мире без размерности.
8. Построить математику точек зрения.
9. Зарисовать (сделать пиктограмму) анекдот так,
чтобы его смогли понять и посмеяться даже
инопланетяне. Какими должны быть инопланетяне,
чтобы понять пиктограмму?
Внимание!
Если вы решились включить в свои занятия идеи
НооГена, следует учесть, что:
1. НооГен несет с собой особую культуру, нормы
поведения и речи. Он требует свободы от внешних
ограничений. Поэтому дисциплина обычным
способом не может быть установлена, в процессе
решения должно быть шумно, много споров. Но детям
и другим участникам нужно четко очертить границы
этой формы, чтобы потом можно было вернуться к
урокам.
2. Взрослый в решении НГ-задачи знает не больше
детей (можете проверить), поэтому его роль
«знающего учителя» меняется, он теперь – коллега
по мышлению. Это иная роль. Вы к ней готовы?
3. Решение НГ-задачи требует погружения.
Административно это означает выделение целого
учебного дня (4–6 часов). Зато под это погружение
можно собрать и другие «странные» форматы.
Получится полноценное «погружение в предмет».
Вам интересно – прочтите книгу http://www.centr-ro.ru/eurekanet.html
Или напишите: info@antroponika.ru
И позвоните: (3912) 91-71-03, 50-98-46.
Хотите познакомиться с технологией НооГен лично?
Приезжайте к нам на хутор Бета в начале августа и
участвуйте в работе Летнего НооГена Школы
антропоники.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|