Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИЗНАЧАЛЬНОМУ СМЫСЛУ СЛОВА «УЧЕНИЕ»
 

Учебный год закончился. Глубокий выдох: все, теперь до первого сентября не пишем, не решаем, не читаем – только отдыхаем. Имеем право.
Впрочем, что нас так утомило? Неужели письмо и чтение, решение задач и проблем? Нет, конечно. Напряжение, связанное с рутинной работой, бесконечными обязанностями, требованиями, ограничениями – с обслуживанием школьной жизни, а вовсе не с образованием.
О том ли мечтал учитель, впервые переступая школьный порог? А ребенок? Учить и учиться с полной включенностью, воодушевляться в процессе работы, говорить про идеи, что-то понимать и меняться. И хотя так почти нигде не бывает, дух познания неистребим. Его гонят из стен школы – он устремляется в учреждения дополнительного образования. Им пренебрегают в официальном регламенте – он поселяется там, где педагогике вольнее дышится: в выездных детско-взрослых семинарах, творческих городках для одаренных детей, в летних и зимних школах. И может быть, именно там, вдали от образовательного мейнстрима, сохраняется и зреет зерно настоящей школы.
Учебный год закончился. Начинаются летние школы!
Людмила КОЖУРИНА

На опушках учатся

Как принимают в «Исследователь»

Суббота, обыкновенный школьный класс, парты составлены в один большой стол. Знакомые радостно здороваются, новичков не менее радостно представляют: идет запись в летнюю школу «Исследователь». Говорят, кто сюда приходит, тот не уходит. И все, кто ездил раньше и уже вырос, продолжают помогать школе.
– У кого возникло желание ехать – у мамы или дочки? – весело спрашивает вновь пришедших Григорий Тарасевич, заведующий социальным отделением школы. Еще ему интересно, почему выбрали «Исследователь», есть ведь иные летние лагеря. Интересно ему и то, как представляют новобранцы работу над проектами по истории, социологии, психологии: «Все проекты у нас практико-ориентированные. Бюджет времени молодого человека. Эпоха Анны Иоанновны в представлении учебников истории, начиная с 20-х годов. В этом году предлагаю тему «Гендерные аспекты социологии мобильного телефона» – как изучать, как базу данных собирать. Меня эта тема интересует. Интерес к теме – главный стимул работы педагогов летней школы. Они ведь у нас бесплатно работают».
Девушка Катя и ее мама Ирина Красильникова удовлетворенно кивают: их цель – профориентация. «Мы выбрали три адреса летних школ, по всем позвонили. А пришли сюда, потому что нам понравилось, как с нами заговорили, как ответили», – говорят они.
Кто же отвечал? Оказывается, Галина Иванова, педагог летней школы «Исследователь», по основной работе – заместитель заведующего отделом Российского архива древних актов. Она ведет вспомогательные исторические дисциплины: историческая палеография (начерки XVI–XVII вв.), геральдика, метрология, генеалогия. Галина Анатольевна не видит пропасти между тонкостями исторической науки и интересами детей: «Они все приезжают ориентированными на что-то абсолютно другое, нежели школьная история. А есть и такие, кто уже нацелен на эту область знания. Пользу получают все».
«Погружение в спектр дисциплин у нас не очень глубокое, но зато достаточно широкое, – рассказывает директор летней школы «Исследователь» Юрий Романов. – На каждом отделении есть базовые курсы, составляющие основу программы. Их изучение обязательно. Остальные – на выбор, в зависимости от того, какой складывается состав преподавателей, какие интересы заявили дети. Главное преимущество летней школы – непрерывное общение детей с преподавателями. Оторвать от учебы детей практически невозможно».
И куратор Ольга Дивногорцева (а вообще-то психолог-консультант) с веселой готовностью кивает: «Оттащить от учебы очень трудно. Преподаватели привозят свои книги, создается библиотека, все читают. Хороши и люди с гитарами, со своими стихами. Главная особенность такого лагеря в том, что ребята попадают в новый временный коллектив, и каждый стремится проявить себя с лучшей стороны».
На вопрос: «Каков же результат учебы в такой школе?» – организаторы лагеря переглянулись и засмеялись, как веселые заговорщики: «Формальный? Зачетка с нашими подписями и пожеланиями на будущее! Дети увозят ее как сувенир, как память о месяце, который быстро прошел, но запомнился навсегда».

Летняя школа «Исследователь»   – некоммерческий, негосударственный образовательный проект Межрегиональной общественной организации преподавателей истории. Школа проходит в полевых условиях. Принимает всех желающих из любых регионов России. Адрес в интернете: http://soclesh.narod.ru/school.htm/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru