Вторая тетрадь
школьное дело
|
ВОЗВРАЩАЯСЬ К
ИЗНАЧАЛЬНОМУ СМЫСЛУ СЛОВА «УЧЕНИЕ»
Учебный год закончился. Глубокий выдох:
все, теперь до первого сентября не пишем, не
решаем, не читаем – только отдыхаем. Имеем право.
Впрочем, что нас так утомило? Неужели письмо и
чтение, решение задач и проблем? Нет, конечно.
Напряжение, связанное с рутинной работой,
бесконечными обязанностями, требованиями,
ограничениями – с обслуживанием школьной жизни,
а вовсе не с образованием.
О том ли мечтал учитель, впервые переступая
школьный порог? А ребенок? Учить и учиться с
полной включенностью, воодушевляться в процессе
работы, говорить про идеи, что-то понимать и
меняться. И хотя так почти нигде не бывает, дух
познания неистребим. Его гонят из стен школы – он
устремляется в учреждения дополнительного
образования. Им пренебрегают в официальном
регламенте – он поселяется там, где педагогике
вольнее дышится: в выездных детско-взрослых
семинарах, творческих городках для одаренных
детей, в летних и зимних школах. И может быть,
именно там, вдали от образовательного
мейнстрима, сохраняется и зреет зерно настоящей
школы.
Учебный год закончился. Начинаются летние школы!
На опушках учатся
Как принимают в «Исследователь»
Суббота, обыкновенный школьный класс, парты
составлены в один большой стол. Знакомые
радостно здороваются, новичков не менее радостно
представляют: идет запись в летнюю школу
«Исследователь». Говорят, кто сюда приходит, тот
не уходит. И все, кто ездил раньше и уже вырос,
продолжают помогать школе.
– У кого возникло желание ехать – у мамы или
дочки? – весело спрашивает вновь пришедших
Григорий Тарасевич, заведующий социальным
отделением школы. Еще ему интересно, почему
выбрали «Исследователь», есть ведь иные летние
лагеря. Интересно ему и то, как представляют
новобранцы работу над проектами по истории,
социологии, психологии: «Все проекты у нас
практико-ориентированные. Бюджет времени
молодого человека. Эпоха Анны Иоанновны в
представлении учебников истории, начиная с 20-х
годов. В этом году предлагаю тему «Гендерные
аспекты социологии мобильного телефона» – как
изучать, как базу данных собирать. Меня эта тема
интересует. Интерес к теме – главный стимул
работы педагогов летней школы. Они ведь у нас
бесплатно работают».
Девушка Катя и ее мама Ирина Красильникова
удовлетворенно кивают: их цель – профориентация.
«Мы выбрали три адреса летних школ, по всем
позвонили. А пришли сюда, потому что нам
понравилось, как с нами заговорили, как
ответили», – говорят они.
Кто же отвечал? Оказывается, Галина Иванова,
педагог летней школы «Исследователь», по
основной работе – заместитель заведующего
отделом Российского архива древних актов. Она
ведет вспомогательные исторические дисциплины:
историческая палеография (начерки XVI–XVII вв.),
геральдика, метрология, генеалогия. Галина
Анатольевна не видит пропасти между тонкостями
исторической науки и интересами детей: «Они все
приезжают ориентированными на что-то абсолютно
другое, нежели школьная история. А есть и такие,
кто уже нацелен на эту область знания. Пользу
получают все».
«Погружение в спектр дисциплин у нас не очень
глубокое, но зато достаточно широкое, –
рассказывает директор летней школы
«Исследователь» Юрий Романов. – На каждом
отделении есть базовые курсы, составляющие
основу программы. Их изучение обязательно.
Остальные – на выбор, в зависимости от того,
какой складывается состав преподавателей, какие
интересы заявили дети. Главное преимущество
летней школы – непрерывное общение детей с
преподавателями. Оторвать от учебы детей
практически невозможно».
И куратор Ольга Дивногорцева (а вообще-то
психолог-консультант) с веселой готовностью
кивает: «Оттащить от учебы очень трудно.
Преподаватели привозят свои книги, создается
библиотека, все читают. Хороши и люди с гитарами,
со своими стихами. Главная особенность такого
лагеря в том, что ребята попадают в новый
временный коллектив, и каждый стремится проявить
себя с лучшей стороны».
На вопрос: «Каков же результат учебы в такой
школе?» – организаторы лагеря переглянулись и
засмеялись, как веселые заговорщики:
«Формальный? Зачетка с нашими подписями и
пожеланиями на будущее! Дети увозят ее как
сувенир, как память о месяце, который быстро
прошел, но запомнился навсегда».
Летняя школа «Исследователь» –
некоммерческий, негосударственный
образовательный проект Межрегиональной
общественной организации преподавателей
истории. Школа проходит в полевых условиях.
Принимает всех желающих из любых регионов
России. Адрес в интернете: http://soclesh.narod.ru/school.htm/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|