Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ЗНАНИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ
 

Александр КОНДАКОВ,
генеральный директор издательства «Просвещение»

«Информатизация образования позволяет решать важные педагогические задачи»

Министерство обещает, что к концу 2007 года практически все школы будут подключены к интернету. Если это обещание будет выполнено, в школах появятся новые каналы информации. Но просто подключить мало, нужно разработать электронные учебные продукты, образовательные проекты, использующие возможности интернета…
В 2000 году издательством “Просвещение” начат инновационный проект «Телешкола». Сейчас в нем участвуют почти четыре тысячи старшеклассников из разных регионов России и восемнадцати стран ближнего и дальнего зарубежья.

Коттеджи для сирот

– «Телешкола» – это проект дистанционного обучения для тех, кому не хватает возможностей обычной общеобразовательной школы?
– У нас очень разные учащиеся. Это и одаренные дети, которые хотят углубленно изучать некоторые предметы, и ребята с ослабленным здоровьем, которым нужен индивидуальный подход, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, и ученики из сельских школ, где просто-напросто не хватает учителей. Есть и дети российских граждан, работающих за рубежом, и заключенные исправительных колоний.
Гибкий формат интернет-школы позволяет каждому выбрать то, что ему нужно. Одни предпочитают экстернат, другие выбирают себе те или иные дисциплины Базисного учебного плана для профильного изучения. Материалы интернет-школы позволяют подготовиться к итоговой и промежуточной аттестациям, к сдаче ЕГЭ, писать творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.).

– Как организован учебный процесс в интернете?
– «Сетевой учитель», как мы называем наших педагогов, проверяет домашние задания, дает комментарии по результатам текущего контроля знаний, назначает и проводит консультации в режиме онлайн и даже организует открытые уроки-семинары.
Учебный процесс в группе координирует тьютор. Обмен информацией как среди учащихся группы, так и с учителями, тьюторами, представителями администрации происходит посредством форумов и электронной почты.
Выпускники-экстерны по завершении курса дистанционного обучения получают аттестаты зрелости, в которых учитываются результаты их текущей «виртуальной» успеваемости (выпускные экзамены сдаются на базе обычных школ), или свидетельства о дополнительном образовании. Тип документа – аттестат или свидетельство – зависит от формата обучения: полного или частичного экстерната.
Впрочем, надо заметить, что подготовка к успешной сдаче выпускных экзаменов – значимый, но не главный аспект работы «Телешколы». Для нас гораздо важнее выяснить, как новые информационные технологии влияют на эффективность учебного процесса, на деятельность учителей и учащихся, на их взаимодействие.
Как показал эксперимент, проведенный нами в школах Челябинска и Магнитогорска, благодаря использованию дистанционных ресурсов в традиционной классно-урочной системе в течение года успеваемость 60% детей повысилась на один-два балла. Чем объясняется такой успех? Более высокой мотивацией к учебе, считаем мы, мотивацией к самостоятельному получению знаний. А это, как известно, одна из ключевых базовых компетенций, заложенных в проект образовательных стандартов второго поколения.
Информатизация образования позволяет решать и другие важные педагогические задачи – прежде всего выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого учащегося с учетом его психологических особенностей, здоровья, способностей, интересов, уровня подготовки.

– Очень много споров ведется о том, насколько наши учителя готовы использовать на своих уроках электронные образовательные ресурсы. Многие считают, что педагогам старшего поколения мел и доска милее любого компьютера…
– Наш опыт показывает: учитель, получивший образование в традиционном педагогическом вузе, вполне готов использовать информационные технологии в учебном процессе. Кстати, в рамках «Телешколы» педагогам предоставляется возможность повысить свою квалификацию в этой сфере. В прошлом году свидетельства об окончании таких интернет-курсов, созданных совместно с РГПУ им. Герцена, получили 1,5 тысячи учителей из разных регионов.
Для «Просвещения» вопрос в другом: учителя готовы использовать информационные технологии на уроке; а готовы ли они их создавать? Сейчас мы ищем педагогов – методистов, авторов современных электронных образовательных ресурсов. Вокруг нас сформировался интересный коллектив авторов из Москвы, Челябинска, Перми и других городов, но объем работы очень велик, поэтому наша команда нуждается в подкреплении.
К примеру, нам требуются специалисты, которые разработали бы профильные интернет-уроки, которые можно использовать как в традиционной классно-урочной системе, так и в системе открытого образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru