Первая тетрадь
политика образования |
РЕПОРТАЖ
«Мы не равняемся семье. И не соревнуемся с опекой»
58 тысяч детей на всех континентах земного шара смогли вернуться
в детство благодаря SOS-системе Германа Гмайнера
Десять лет назад в подмосковном поселке Томилино была создана первая в России детская деревня-SOS. Эта особая модель воспитания детей-сирот, разработанная австрийским педагогом Германом Гмайнером, – одна из немногих в нашей стране альтернатив государственной системе опеки.
Впоследствии SOS-деревни появились в Ленинградской, Орловской и Мурманской областях. А в Томилине за это время выросло целое поколение детей, для которых деревня-SOS стала родным домом.
Коттеджи для сирот
Чтобы попасть в деревню-SOS, нужно миновать бабушек, торгующих редиской на платформе «Томилино», и некоторое время идти по лесу. Вскоре упираешься в солидную ограду, на которой написано: «улица Германа Гмайнера». За оградой – посыпанные розовым песком дорожки, европейского вида газоны и те самые коттеджи из красного кирпича. Внешне похоже на частные владения, которыми сейчас понемногу застраивается все Подмосковье. Но только здесь ворота настежь распахнуты, по ухоженной дорожке на разноцветном велосипеде катит девочка в широкой панаме и радостно кричит: «Би-бип!!»
– У нас тихий час, все спят! А мне не хочется, и я катаюсь! – объясняет девочка, не дожидаясь вопроса, и скрывается за углом красного коттеджа.
На всех дверях висят вежливые таблички, приглашающие зайти попозже. А еще на каждом коттедже – не очень бросающаяся в глаза пластинка с названием организации, помогающей этому дому.
Жизнь детской деревни
Про Германа Гмайнера, чьим именем называется единственная улица в детской деревне-SOS Томилино, говорят, что ему удалось сделать невозможное: добиться того, чтобы детям-сиротам помогали не различные правительственные ведомства, а общество, просто люди.
То, что государственной системе опеки необходима альтернатива, Герман Гмайнер осознал после Второй мировой войны. По всей Европе интернаты и детские дома были переполнены. Дети становились беспризорниками, побирались и воровали.
– Ваша затея слишком дорога, – говорили Герману Гмайнеру, когда он показывал проект детской деревни-SOS. – Это будет стоить миллионы!
– Тюрьмы для малолетних обходятся еще дороже! – отвечал он.
Первая детская деревня-SOS открылась в 1949 году в Австрии. А в 1996-м система помощи детям-сиротам, разработанная Германом Гмайнером и уже успешно действовавшая на всех континентах, появилась и в России, в подмосковном поселке Томилино.
Герман Гмайнер рано лишился родителей. Но рос и воспитывался он в родной семье, все заботы взяла на себя старшая сестра Эльза. Уверенность, что никакое казенное учреждение не сможет заменить ребенку собственный дом и семью, и легла в основу педагогической системы Германа Гмайнера.
В детских деревнях-SOS дети живут семьями по 6–8 человек, причем родных братьев и сестер никогда не разлучают. Глава семьи – SOS-мама занимается тем же самым, чем и обычная мама: ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей, жалеет, ругает, учит, хвалит. Только за это ей идет трудовой стаж и начисляется пенсия, а раз в году положен отпуск, во время которого ее подменяет помощница или, как тут говорят, «тетя».
У каждой семьи здесь есть собственный дом, куда ребенок, повзрослев и начав самостоятельную жизнь, всегда может вернуться. Не казенная койка и белье с синей печатью, не одинаковые платья и общие игрушки, а личное пространство, место, где ты чувствуешь себя дома.
Несколько семейных домов, как правило, одиннадцать или двенадцать, составляют детскую деревню. Это тоже один из принципов педагогической системы Германа Гмайнера. Вокруг ребенка складывается, таким образом, как бы двойное кольцо защиты, благоприятной социальной среды: семья и деревня.
Защищая, детские деревни-SOS в то же время не отрезают детей от внешнего мира. Ребята ходят в обычные школы, лечатся в муниципальных поликлиниках, встречаются со своими родными.
Повзрослев, лет в 16–17 подростки покидают детские деревни и отправляются в Дом молодежи, который представляет собой нечто вроде общежития, где дети живут уже практически самостоятельно, но на всякий случай – под присмотром SOS-педагога.
Потом бывшие воспитанники SOS-деревень уходят во взрослую жизнь, создают свои семьи, получают профессию, устраиваются на работу. Но в любое время они могут вернуться в дом, где выросли, посоветоваться, пожаловаться, рассказать о своих успехах.
– Мы не равняемся семье. Мы не соревнуемся с опекой, – говорит директор детской деревни-SOS Томилино Леонид Митяев, в прошлом учитель математики и директор школы. – Мы – учреждение, но самое гуманное из учреждений. Мы понимаем, что накормить, одеть и дать в руки плюшевого медведя – необходимо, но это не главное. Главное – любить. Только это может вернуть ребенку детство.
12-серийный документальный фильм о детских деревнях-SOS так и называется – «Возвращая детство»...
Поколение SOS
Сейчас в Томилине уже «второй призыв». Дети, попавшие сюда десять лет назад, выросли. Теперь они живут в Домах молодежи, один из которых находится совсем недалеко от Томилина – в Люберцах, а второй чуть подальше – в Москве. В Томилино приезжают на выходные и праздники, а иногда и чаще.
– Конечно, им труднее в жизни, чем детям, выросшим в обычных семьях, – говорит SOS-мама Наталья Анатольевна. – Хотя мы сделали все, что могли. Но какие-то вещи исправить просто не в наших силах. У всех проблемы. Даже если они здоровы и психика не очень сильно разрушена, все равно – проблемы. Если ребенок хотя бы год провел в приюте, он всегда будет на этот год отставать от своих сверстников в развитии.
И в то же время, – поправляет сама себя Наталья Анатольевна, – я вот езжу в гости к брату, у него дети, нормальная семья. А проблемы во многом такие же, как и у нас: дети не хотят учиться, конфликтуют с родителями, попадают в какие-то истории. Взрослеть всегда трудно.
О том же самом говорит и Леонид Митяев:
– Я других детей почти не знаю, поэтому сравнивать не могу, да и не очень-то корректно было бы такое сравнение. Я почти безвыездно живу в Томилине. Но когда удается вырваться, встретиться с друзьями, я вижу, что в обычных семьях возникают те же самые сложности, что и у нас. Родители создают себе какой-то идеальный образ ребенка, а когда тот отказывается соответствовать идеалу, начинаются конфликты. Наши фантазии о том, каким должен быть ребенок, могут ему сильно навредить. Ребенок должен жить своей жизнью. Я говорю какие-то банальные вещи, но, видимо, каждый родитель должен научиться понимать это на собственных ошибках. Мы – научились.
Болезни роста
По словам Леонида Митяева, работа SOS-деревень в России начиналась в атмосфере большого воодушевления.
– Мы все пришли сюда с сознанием, что делаем какое-то очень важное, огромное дело, – вспоминает он. – Женщины пребывали в постоянном восторге, они выкладывались полностью, не брали выходных, отдавали себя детям. И с нетерпением ждали результатов. А результаты так быстро, естественно, не появились. Они, между прочим, могут вообще не появиться.
Через год SOS-деревня пережила первый серьезный кризис.
– Мамы увидели, что силы уже на исходе, а их любовь и самопожертвование так и не принесли желаемых плодов. Стали искать виновных. Все перессорились, – рассказывает Леонид Митяев. – Дети пришли совсем не такие, как мечталось мамам. И не менялись, несмотря на все старания. Это было большим потрясением. Одна мама даже ушла.
– Больше всего поражали приютские замашки, даже у самых маленьких, – вспоминает SOS-мама Наталья Анатольевна. – Когда ты к ребенку относишься со всем доверием, а у него единственное стремление: вырвать, украсть, затаиться, спрятаться. Эти дети поначалу всех взрослых воспринимают как врагов. Но потом все меняется. Главное – терпение.
Это был первый урок, извлеченный взрослыми из общения с детьми: не требовать моментальной реакции на добро, не ждать благодарности от ребенка, которому стремишься помочь. Даже наоборот.
– Я благодарен всем детям, живущим у нас, – говорит Леонид Митяев. – Спасибо им за то, что они позволяют нам любить себя, заботиться о них. За то, что дают нам, взрослым, возможность быть добрее и лучше. Ведь еще неизвестно, кто из нас больше нуждается друг в друге.
Все 10 лет взрослые, живущие в детской деревне-SOS Томилино, росли вместе со своими воспитанниками. После кризиса первого года начались другие сложности. На этот раз идеализировать стали дети.
– Привыкнув к нам, к дому, к деревне, ко всей своей новой жизни, дети стали ностальгировать по прошлому, – рассказывает SOS-мама Наталья Анатольевна. – Они фантазировали о своих родителях, рассказывали сказки о том, как им хорошо жилось дома: и особняки-то там были многоэтажные, и машины иностранные, и «вот такие большие собаки»! При этом домой они не просились. Ведь придумывая себе идеальный родительский дом, они ни на минуту не забывали, что это выдумка. Но постоянно сравнивали нас со своим идеалом: вот моя мама умела это делать, а ты не умеешь!
И лишь пройдя через фантазии и взаимное разочарование, дети и взрослые начали учиться жить вместе. В каждой SOS-семье постепенно сложился свой распорядок дня, свои традиции, у каждого из детей появились свои обязанности.
– У каждого – своя сфера ответственности, – с гордостью рассказывает Наталья Анатольевна. – Один следит за тем, чтобы в доме не кончались овощи, другой отвечает за молочные продукты. Сами в магазин ходят. Потом и готовить учатся. Поэтому в SOS-деревнях в отличие от детских домов и интернатов дети вырастают подготовленными к взрослой жизни.
«Второй круг»
Когда первое SOS-поколение выросло и уехало, матери, не успев перевести дух, вдруг поняли, что уже не могут жить без детей. Почти все SOS-мамы, как они выражаются, «пошли на второй круг», и в опустевших коттеджах из красного кирпича появились новые воспитанники.
– Все сначала! – улыбаясь, вздыхает Наталья Анатольевна. – Опять детские сады, ветрянки, краснухи, непослушание и огромная радость от них, от их беззаботности, веселья и от сознания, что здесь они защищены. Я могла бы уже через пять лет выйти на пенсию, а теперь это как минимум еще на десятилетие. И я ничуть не жалею!
Сейчас в семье Натальи Анатольевны четверо новеньких: две сестры, девочка и мальчик. Социальный педагог, работающий в SOS-деревне, обзванивает приюты и ищет в семью еще двоих мальчиков шести-семи лет. Наталья Анатольевна старается, чтобы все дети были ровесниками: и им интереснее, и ей легче.
– Что изменилось за эти годы? – говорит Наталья Анатольевна на прощание. – Опыта прибавилось, конечно. С этими ребятами уже гораздо легче, чем с первыми. Но и физическая усталость появилась большая. Стало тяжело все успевать. Но я всю жизнь была рядом с детьми. 20 лет проработала преподавателем русского языка и литературы в художественном училище. Увидев объявление в газете, где говорилось о наборе на должность SOS-мам, я сразу же поняла, что это для меня. И все в моей жизни, даже не очень хорошее, было для того, чтобы я сюда попала.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|