Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Анатолий БЕРШТЕЙН

Для кого школа?

В апреле 1984 года в «УГ» появилась статья с характерным названием – «Такой простой вопрос: для кого учитель?» В ней рассказывалось о молодом организаторе внеклассной работы, которому отказали в праве на работу. Корреспондент попыталась разобраться, в чем же на самом деле провинился учитель. Выяснилось, что ему вменяются в вину сложный характер и слишком независимое поведение. А вот с учениками у него – замечательные отношения. Когда же и противники молодого завуча признали, что к его работе с детьми не имеют претензий, у корреспондента возник тот самый вопрос, что и был вынесен в заголовок статьи. Что же важнее: хороший учитель или удобный подчиненный? И кто определяет критерий этой важности – администрация школы или дети?
Учитель, о котором шла речь в статье, был я. Через несколько лет после этого инцидента, вернувшись в школу, я был уверен, что время все расставило по местам, всех выстроило по ранжиру и подобные вопросы впредь будут неуместны. Как же я был замечательно наивен! Как стремительно пролетело это время. Как быстро стало возвращаться старое. Правда, основной вопрос звучит теперь несколько по-иному: для кого школа – для учеников, учителей или вышестоящих инстанций?
На днях друг-педагог рассказал показательную историю. В одной из подмосковных школ ждали начальство из Москвы. Под это дело учитель физкультуры выбил наконец деньги для ремонта. Теперь детей в спортзал почти не пускают: мало ли еще какой комиссии взбредет в голову нагрянуть. И что им тогда показать, если дети к этому времени зал раскурочат? Дети могут подождать, а комиссии  могут появиться в любую минуту. Они теперь зачастили, как в «старое доброе время».
А значит, снова в моде «показательные выступления» и снова востребованы люди, умеющие принимать в школе гостей.
Был у нас в свое время в школе заместитель директора, который уроки не вел, воспитательной работой не занимался, зато отменно обхаживал всевозможных проверяющих. Как восхитительно, виртуозно он резал изящным перочинным ножиком плавленый сырок «Дружба», готовя закусочный стол: полностью вкладывая душу в это дело!
Нынче создается стойкое впечатление, что специалисты по «потемкинским деревням» не просто возвращаются в школу – они, возможно, из нее и не уходили, – но снова занимают в ней почетное и незаменимое место мажордомов. Разные люди в разное время оказываются в лучах прожекторов: кто более фотогеничен эпохе.
Подобная ротация учителей не случайна. В последние годы очевидно: школой взят курс на самообслуживание. В почете система образования, взявшая на вооружение адаптационную модель – выживание через приспособление. И ее перспективы неутешительны, так как когда школа для учеников – она развивается, когда для учителей – функционирует, а когда для проверяющих – вырождается.
Вот почему мудрые чиновники всегда имели под рукой несколько умных директоров, делающих свое дело независимо от конъюнктуры времени и стиля эпохи. Не все же время «высоким комиссиям» видеть приторно здоровающихся детей в сменной обуви, пахнущий свежей краской отремонтированный спортивный зал и грамотно накрытый стол в директорском кабинете.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru