Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Дети-инвалиды без права на образование...

Власти разных уровней не делают ничего, чтобы это право можно было реализовать, утверждают Уполномоченный по равам человека и Генеральная прокуратура

В России 593 тысячи детей-инвалидов. 200 тысяч из них
по разным причинам
не получают образования. Действия государственных структур, в чьи обязанности входит помогать этим детям, не скоординированы
и поэтому толку от них не много. Чтобы исправить ситуацию, омбудсмен Владимир Лукин
и его коллеги предлагают ввести должность Уполномоченного
по правам ребенка в каждом регионе России (сегодня она существует лишь в 18 субъектах РФ).

Похоже, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин становится заметной фигурой образовательной политики. Совсем недавно был обнародован его доклад «Права человека и модернизация российского образования» (выдержки из него мы опубликовали в № 10 за 27 мая). И вот аппарат уполномоченного представил следующий доклад – «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ». Большая часть этого документа посвящена самому, может быть, важному для таких детей праву – праву на образование.
По статистике 29 тысяч детей-инвалидов живут в интернатах, относящихся к системе соцзащиты. Месяц содержания ребенка в таком учреждении стоит 14 тысяч рублей. Пособие на ребенка, живущего в семье, в 5–7 раз меньше.
– Многим неблагополучным семьям просто выгоднее отдать больного ребенка в интернат, – констатировал Владимир Лукин.
Может быть, так было бы и лучше, если семья пьющая, а в интернате он получал бы нормальный уход. Но, по словам Лукина, в этих учреждениях не хватает санитаров, воспитателей, логопедов, врачей, дети не получают там ни должного внимания, ни элементарного образования. Не случайно 37% детей в таких интернатах объявлены необучаемыми – так проще, потому что учить не надо.
Но и большинство детей-инвалидов, не имеющих диагноза, все равно живут на положении “необучаемых”: в стране их, не получающих образования, 200 тысяч.
Для ребят с тяжелыми отклонениями в психическом и умственном развитии не находится места в коррекционных школах. В Тюменской области из 2082 таких детей учатся 50. В Краснодарском крае из 1194 – 70. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата просто не могут попасть в школы, не могут там учиться – в проекты школьных зданий не заложены все необходимые для инвалидов приспособления. Дети с нарушениями слуха и зрения попасть в школы могут, места есть; но не хватает специальной аппаратуры, лингафонных кабинетов.
Попытку исправить ситуацию предприняли авторы законопроекта о специальном образовании, который в настоящее время подготовлен Комитетом Госдумы по образованию и науке. На необходимость принятия такого закона указано и в докладе Уполномоченного по правам человека.
– Совершенствование нормативной базы само по себе не решает проблему, – высказался заместитель генпрокурора России Сергей Фридинский. – Причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов является неудовлетворительное исполнение действующего законодательства органами государственной власти.
По мнению Фридинского, ситуация усугубилась с принятием 122-го закона, который «передал с федерального на региональный уровень такое количество полномочий, которое субъекты Федерации никогда не смогут выполнить».
Действительно, с 1 января 2005-го регионы сами определяют, как обучать детей-инвалидов на дому, и сами устанавливают размер компенсаций на эти цели.
– 122-й закон разделил российских детей на московских, воронежских, курских и так далее, – говорит Уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. – Получается, что если ребенок родился в дотационном регионе, у него нет таких возможностей реализовать свои права, как у детей из экономически благополучных территорий.
Выход из ситуации Головань и другие специалисты видят в создании единых федеральных стандартов качества жизни (или минимальных социальных стандартов).
А по мнению члена Совета Федерации Валентины Петренко, давно назрела необходимость создать общероссийский институт уполномоченных по правам ребенка. Сегодня детские омбудсмены есть только в 18 субъектах Федерации (в то время как «взрослых» насчитывается 33).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru