Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ВЕКТОРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

«Большая восьмерка» формулирует общие принципы мировой образовательной политики

На недавней встрече в Москве министры образования стран «Большой восьмерки» (G-8) подписали совместную декларацию. Она должна сделать образование доступнее для мигрантов, упростить обмены
для преподавателей и студентов. Еще одна из целей декларации – постепенный переход к взаимному признанию документов об образовании.

На июльский саммит G-8 Россия как председатель заявила три темы: энергетическая безопасность, здравоохранение и профессиональное образование.
– Очень важно, что руководители наших стран, встретившись в июле, сумеют опереться на наше мнение, на наши документы, – заявил Андрей Фурсенко, открывая мероприятие.
А мнений и документов на встрече хватало: кроме министров образования стран «Большой восьмерки», в ней участвовали главы образовательных ведомств еще 10 стран, представители Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Европейской комиссии, ЮНЕСКО и Всемирного банка.
Как и бывает на встречах подобного уровня, кратким термином «профессиональное образование» был обозначен целый комплекс проблем. Многие из них находятся на стыке образования, политики, культуры. Например: образование в силу своей консервативности не успевает «подстраиваться» под инновационное и техническое развитие; школы и университеты по всему миру не справляются с культурной и профессиональной адаптацией мигрантов (недавние события во Франции тому подтверждение). Конечно, возник и знакомый каждому российскому учителю вопрос о доступности и качестве образования.
– Образование не менее важно для нас, чем энергетическая безопасность, – заявил в приветственном слове к министрам советник Президента РФ Игорь Шувалов. – Надеюсь, со временем наша страна станет образовательной сверхдержавой.
Эти слова Шувалова подтверждают то, что мы уже много раз слышали: «переход от сырьевой модели экономики к экономике знаний», ставка на инновации и так далее. Правда, пока мы остаемся энергетической державой (без приставки «сверх»), мировой копилкой нефти и газа. И как добиться прорыва в образовании, не совсем ясно.
Одна из главных трудностей на этом пути, по мнению Андрея Фурсенко, – «несоответствие квалификационных требований в разных странах», которое вызывает сложности с признанием документом об образовании. А как стать образовательной сверхдержавой, если российские аттестаты и дипломы не котируются на мировом рынке образовательных услуг?
– Участие России в Болонском процессе и Лиссабонской конвенции – уже достаточные шаги, которые определяют наши требования к профессиональному образованию, – уверен министр. – Но прежде чем подписывать договоры о взаимопризнании дипломов, необходимо достичь общего понимания терминов.
– Добиться взаимопонимания и совместимости образовательных программ – это основная задача, – под-
держал российского министра Ян Фигель, член Европейской комиссии по вопросам образования. – Именно это является необходимым условием для конкуренции в области образования.
Однако, заметил Фигель,  политика в области образования при этом также зависит от сотрудничества стран Евросоюза и работы на двустороннем уровне. 
– При стандартизации обучения важно сохранить не только новацию, но и уникальность образования, – добавила министр образования США Маргарет Спеллингс. – Это  именно то, что позволяет достигнуть наилучшего качества обучения.
Отвечая на вопросы журналистов, министры особое внимание обратили на роль образования в адаптации мигрантов.
– Общество имеет моральные обязательства перед мигрантами, а образование может стать эффективной мерой по адаптации мигрантов в общество, – отметил Ангель Гурриа, генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
А у Андрея Фурсенко нашлись и кон-
кретные предложения по интеграции мигрантов в российское общество.
– Мы увеличим количество бюджетных мест в вузах для мигрантов и студентов из ближнего зарубежья, – заявил он. – Мы ответственны за создание условий для людей, которые хотят работать и жить в России. Надо дать им возможность проявить себя и стать успешными гражданами своей новой страны.
При этом глава Министерства образования и науки заметил, что общее число бюджетных мест в вузах будет сокращаться – в основном за счет вузов, которые обучают непрофильным специальностям.
– Юрист, обученный в лесотехническом ПТУ, будет кем угодно, только не юристом, – заметил Фурсенко. – Мы намерены пресекать подобную практику.
Однако, несмотря на заявленную готовность распахнуть двери вузов перед мигрантами, министры образования отнюдь не стремились снять все барьеры в международном образовании. Так, вопрос об упрощении визового режима для студентов и преподавателей стран «восьмерки» «специально на заседании не обсуждался».
Впрочем, некоторые шаги в этом направлении предприняли министры России и США: накануне саммита был подписан меморандум о сотрудничестве, который облегчает обмен студентами и преподавателями между нашими странами. И хотя упрощение визового режима для студентов и преподавателей напрямую в это соглашение не входит, однако договоренность позволит «создать более комфортные условия для обмена опытом».
– Думаю, что мы найдем варианты облегчить возможность поездок наших студентов в страны ЕС, и в страны «Большой восьмерки», и в другие государства, – обнадежил российское студенчество Андрей Фурсенко.
По итогам двухдневной встречи была подписана «Московская декларация», куда вошли все российские инициативы: и повышение качества образования, и решение проблемы образования мигрантов, и создание непрерывной системы образования.
По словам Маргарет Спеллингс, министра образования США, «в декларации отражены все основные и наиболее злободневные вопросы образования». Теперь этим документом будут руководствоваться не только страны – участницы встречи, но и международные организации, такие как ЮНЕСКО или Всемирный банк.
Однако сколько денег готовы потратить страны «восьмерки» на заявленные цели, на сегодняшний день неизвестно. Как заметил Андрей Фурсенко, «на нынешней встрече конкретные суммы не обсуждались». По его мнению, лучше последовать совету Жиля де Робьена, министра национального образования Франции, который предложил пока остановиться и осмыслить подписанные документы.
Также министры подчеркнули важность повышения статуса учителя и высказались против введения единых образовательных стандартов, которые погубят уникальность и разнообразность систем образования разных стран мира.

УЧАСТНИКИ САММИТА

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, председатель совета министров образования Канады Джоан Бурк, министр трудовых ресурсов и социального развития Канады Дайан Финли, министр национального образования, высшего образования и исследований Франции Жиль де Робьен, федеральный министр образования и исследований Германии Аннет Шаванн, министр образования Италии Джузеппе Фиорони, заместитель министра образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии Харуко Аримура, член парламента, заместитель министра по вопросам образования Великобритании Билл Раммел, министр образования США Маргарет Спеллингс, член Европейской комиссии, отвечающий за вопросы образования, Ян Фигель, генсек Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) Ангель Гурриа и другие официальные лица. Также во встрече участвовали министры образования Бразилии, Индии, Казахстана, Китая, Мексики, ЮАР и представители ЮНЕСКО и Всемирного банка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru