Четвертая тетрадь
идеи. судьбы. времена
|
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
«Еду в Уфу. Думаю о Гузель!
Скоро, уже совсем скоро ее увижу!..»
Мне всегда казалось, что мой дедушка, которого я
обожала, не совсем писатель. Что он только играет
эту роль. Разве писатели такими должны быть?
Смешливыми, доверчивыми, порой суетливыми,
любознательными, как дети, искренними до
парадоксальности? Писатели должны быть
вальяжными и неторопливыми, иметь усталый
взгляд, глубокомысленно взирать вокруг, красиво
восседая в кресле.
А дедушка был живчик. Садился в кресло, тут же
закуривал и закашливался, сидел в синих клубах
дыма и, шевеля пальцами, пытался сосчитать,
сколько же сегодня выкурил. Потом вдруг
вскидывался и приникал к огромному приемнику,
который всегда вещал на предельной громкости –
на всю комнату, на весь подъезд, на весь двор…
Звук у него был глухой и говорил он, будто
закашливаясь, совсем как дедушка.
А как дедушка работал? Разве так должны работать
писатели? Они должны чиркать рукописи до черноты,
рвать их в неистовстве или сжигать. А дедушка
почти все время гулял по улицам. Порой
останавливался и, подняв палку к небу, произносил
громко, нараспев: «Алла сакласын!» – и тут же,
прищурив подслеповатые глаза, бросал кому-то
вдогонку: «Очень здравствуйте!» Опять ходил и
ходил по улицам. Слегка раскачиваясь, уловив
какой-то ритм, по-балетному выворачивая стопы.
Приходил домой молчаливый, погруженный в себя,
долго пристраивал палку в угол и шел к себе.
Ступал тихо, совсем бесшумно, как кошка – словно
боялся расплескать свои мысли. Опять ходил
вокруг круглого стола, который, казалось, и был,
как глобус, установлен в центре его вселенной
специально: чтоб ходить, ходить, ходить, пока не
поймаешь ритм, мелодию слова. Потом молча садился
за стол и писал. Не видя, что пишет. Записывал для
бабушки. Строчка наезжала на строчку. Он пытался
подносить лист к лампе в определенном ракурсе,
чтоб увидеть или скорее угадать последнее слово,
на котором почему-то остановился. Не видел и
продолжал дальше. Его нельзя было в этот миг
тревожить. Он держал в голове строй
повествования, писал как бы виртуально. Надо было
все продумать, проговорить, проинтонировать,
сесть и записать в один присест. Но если его в
этот момент кто-то тревожил, он никогда не
говорил, что вот, мол, помешали…
Нет, писатели такими, конечно, не бывают.
И конечно же писатели не должны сами носить свои
рассказы в редакции и радоваться, что они там
понравились людям, которые еще меньше дедушки
похожи на писателей.
Настоящие писатели живут в Москве, ездят в другие
страны, а еще лучше – путешествуют по всему
свету. Например, на Килиманджаро. Только такой
опыт и интересен...
Все это я как-то поведала дедушке. Он слушал с
таким вниманием, даже напряжением в лице – ни
разу не возразил, не перебил. Мне стало даже
неловко от того, с какой беспощадностью я вынесла
«всем им, не настоящим» свой приговор. Только
обескураженно сказал: «Интересно. Очень
интересное суждение…»
До сих пор удивляюсь, что дед тогда ничего не
возразил. Ведь мог сто доводов привести.
* * *
Тридцать четыре года спустя среди бумажных
отвалов его архива случайно нашла шесть записных
книжек. Оказалось, его дневники. Он вел их с
педантичной аккуратностью с 1966-го по 1971-й. И еще
один выбивающийся из хронологии год, 1958-й,
посвящен мне, двухлетней. Я тогда сильно болела, а
дед, оказывается, жутко переживал. Найденные
записки взяла с собой в Германию. Здесь, под
ритмичные удары колокола, летящие с морозным
воздухом прямо с горы, и читаю их.
Вспомнились его строчки, почти молитва:
«Я в поезде. Думы о Гузель. Только думаю и
думаю о ней…»
«Я в Москве. Вечером улетаю в Баку. Где ты,
Гузель?..»
«Я в Баку. А Гузель так далека. Встретил Расула, он
приехал с дочерью. Очень похожа на Гузель...»
«Я уже в Москве. Дал телеграмму домой. Ничего о
Гузель не знаю…»
«Еду в Уфу. Думаю о Гузель! Скоро, уже совсем скоро
ее увижу!..»
…А я сижу на замшелом основании каменного
католического креста, чудом уцелевшего в городе
гугенотов, и думаю о тебе, дедушка. И о твоих
записях. Безыскусных, простых по форме, как
деревенский ситчик. Натуральный, веселенький,
так легко вбирающий в себя окружающие запахи и
так долго их хранящий… И не могу не подивиться
тому, как практически незрячий и глухой человек
пытался реализоваться, как мог оставаться таким
добросердечным, внимательным к людям, таким
оптимистичным и быть совсем не завистливым! Как
умел радоваться чужому успеху, восторгаться
чужим талантом. Прощал за талант и дурной
характер, и личные обиды. Редчайший дар.
За свою журналистскую жизнь я была знакома со
многими большими, признанными писателями. С
некоторыми из них общалась неформально в течение
многих лет. И ни у кого не встретила этого
дара – преклонения перед чужим талантом. Это
как взобраться на Килиманджаро. Не меньше.
Поэтому так часто я думаю о тебе, дедушка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|