Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Четвертая тетрадь
идеи. судьбы. времена

НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Дмитрий ШЕВАРОВ

Теплый ветер с Белой реки

Те, кто читал в начале 90-х «Комсомолку», помнят умные, тонкие и всегда добрые статьи собкора газеты в Уфе Гузель Агишевой. Сегодня мне радостно сообщить, что у Гузель вышла первая книга. Она называется «…И птицы никуда не улетят». Гуля посвятила ее своему дедушке, известному башкирскому писателю Сагиту Агишу. Его столетие отмечалось в Башкирии в прошлом году.

Но эта книга – не разбор творчества и не материалы к биографии классика башкирской литературы, а удивительно нежная, пронзительная повесть о дружбе дедушки и маленькой внучки. Эту повесть составили воспоминания Гули и дневник Сагита Агиша, который он стал вести в те дни, когда двухлетняя внучка попала в больницу.
«20 октября 1958 года. Гузель! Без тебя тяжело. Гузель, я по тебе скучаю. Гузель, вспоминаешь ли ты меня?..»
Читая дневник Гулиного дедушки, я, конечно, вспоминал о своих дедушках (их у меня было двое – полный комплект!). В нашем поколении редко у кого был дедушка, ведь война кончилась всего лишь за десять-пятнадцать лет до нашего рождения. Господь судил им вершить не воинские подвиги, а тихое дело воспитания внуков, к которому они отнеслись с полной самоотверженностью и терпением. По счастью, государство в те годы не унижало стариков, и скромные пенсии позволяли баловать внуков не только конфетами-подушечками, но иногда даже путешествиями в Москву или к морю.
Гуля вспоминает, как в конце 60-х в Москве ее с дедушкой почти везде пропускали без очереди – Сагита Агиша принимали за старенького вьетнамца. «К вьетнамцам отношение было особенным, очень почтительным – там же шла война. А деда, субтильного, очень подвижного, с золотисто-смуглым лицом, в белых парусиновых брюках, берете и с хошиминовской белоснежной бородой в Москве часто принимали за вьетнамца…»
Счастье писать о детстве. В лучах не славы, но собственного детства автор без всяких специальных усилий становится лучшим вариантом самого себя. И каждая написанная сегодня повесть о детстве становится в тот высокий ряд, на ту заветную полку, где уже стоят «Детские годы Багрова-внука» и «Последний поклон», где всем хватит места. Именно с такими книгами в нашу словесность возвращаются нравственный смысл и главные темы – родины и семьи.
Увы, многие домашние рукописи остаются неизданными по банальным причинам: у авторов нет денег, а издателям эти самые деньги все заслонили, и они стараются не рисковать, издают по большей части то, что коммерчески выгодно. Но некоторым книжкам чудом удается увидеть свет. Недавно узнал, что рабочий Нижнетагильского металлургического комбината Виктор Муратов все свои сбережения вложил в издание книги с письмами и воспоминаниями своей мамы, сельской учительницы Анастасии Герасимовны Стариковой.
Назову те прекрасные книги о детстве, что встали на мою полку в последние месяцы: «Вечерняя отрада» Галины Коршунковой, «Савинские заметки» Тамары Алейниковой, «На Банковском» Сергея Смолицкого, «Жизнь Иванова» Льва Аннинского. Лев Александрович Аннинский тридцать лет писал свою книгу о погибшем на войне отце, и замечательно, что именно этим 800-страничным томом издательство «Вагриус» открыло новую серию «Семейные хроники».
Но вернемся в Уфу, к весенней реке Белой, к книге Гузель Агишевой. Из дневника Сагита Агиша: «10 апреля 1966 г. …Пасха. Вспомнил в связи с этим нашего Даут бабая. Все, бывало, сидит возле своего окошка, смотрит на улицу. Там русские соседи наряженные идут, кто в церковь, кто из церкви, и все ему: «Христос воскресе!» А он не знает, что отвечать. В очередной раз кто-то ему сказал: «Христос воскресе», а Даут бабай в ответ: “Вот молодец!”»
Сейчас, когда православных пугают мусульманами, а мусульман ожесточают против всего мира, как важно вспомнить тот уникальный опыт добрососедства, что вместе с домашними преданиями издавна хранится во многих семьях. Вот Гуля вспоминает о своем прадедушке, который «был царским офицером, а потом принял духовный сан, стал муллой… Дружил с русским священником. По вечерам они вместе ходили в баню, а после помывки еще долго играли на мандолине и губной гармошке…»
Название книге Гузель Агишевой дала строчка из стихов дедушки (по мотивам Тукая):

Текут реки, дует теплый ветер.
Птицы в дальние края не улетают.
Гузель поправится, и все будет так же:
Воды рек и ветер будут теплыми.
И птицы будут здесь, никуда не улетят…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru