Вторая тетрадь
школьное дело
|
В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ЛАБИРИНТОВ
По материалам статьи К.Н. ПОЛИВАНОВОЙ,
доктора психологических наук
В этом возрасте их порой так трудно понять...
Специфика поведения детей 6–7 лет
Первоклассники переживают один из самых
кризисных моментов детства. Психологи выявили
несколько ключевых особенностей их поведения, о
которых следует помнить и учителям, и родителям в
общении с начинающими учениками.
Пауза. Временной интервал между
обращением к ребенку и его реакцией. Дети «не
слышат, о чем их просят», «делают вид, что не
слышат».
Спор. Ребенок в ответ на просьбу,
требование начинает оспаривать необходимость
требуемого или время выполнения. Частым
аргументом в споре является сравнение себя с
другими: «Почему ей можно, а мне – нет?»
Взрослое поведение. Ребенок ведет себя
демонстративно «по-взрослому». Во-первых,
становится рассудительным. Рассудительность
возникает в споре, в ситуации противопоставления
своего желания требованиям взрослых. Подобная
рассудительность оказывается резонерством: если
вступить с ребенком в дискуссию, разговор будет
продолжаться бесконечно долго. Во-вторых,
демонстрирует нарочито взрослое поведение.
Часто изображает какого-то конкретного члена
семьи. Как правило, это продолжается недолго.
Если же такое поведение закрепляется, то
возникает самостоятельность.
Общие вопросы. Возникновение в
разговорах новых, не связанных с ежедневными
событиями тем: политика, происхождение планет,
Земли, эволюция живого, жизнь в других странах.
Это свидетельство расширения сферы интересов
ребенка, его стремления найти свое место в
большом мире. Получив первые ответы на свои
вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно
рассуждать и анализировать информацию. Делает он
это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к
нему как к эксперту.
Особым случаем общих вопросов на седьмом году
жизни является интерес ребенка к истории семьи,
семейным связям. Это вопросы о дальних
родственниках, детстве родителей, о дедушках и
бабушках. Здесь мы имеем дело с желанием ребенка
найти свое место в широкой сети семейных связей,
со своеобразным самоопределением.
Самостоятельность. Ребенок выбирает
совершенно новые для себя дела и сферы
обязанностей – например, с удовольствием
стирает свои вещи или просит разрешения самому
сходить за хлебом. Он стремится к
самостоятельности, но она возникает как
целостное, независимое от взрослого действие.
Ребенок хочет делать что-то сам и отказывается
выполнять (пусть даже самостоятельно) то, о чем
попросили взрослые.
Стремление к продуктивной деятельности.
К таким занятиям относятся шитье, вязание,
конструирование, поделки из бумаги и т.п.
Связанное или сшитое, сделанное из деталей
конструктора демонстрируется взрослым. Ребенок
обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует
на критику своего произведения. Характерно, что в
этом же возрасте происходит отказ от ранее
привычных видов продуктивной деятельности
(главным образом рисования). «Перестала рисовать,
говорит, что у нее нет способностей». Таким
образом, у ребенка возникают представления об
объективной ценности созданного им в раннем
детстве, но сохраняется некритичность к новым
видам своего творчества.
Полный текст вы можете найти на сайте http://psyedu.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|