Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЛАБИРИНТОВ

Когда учитель берет первый класс, тем более если не впервые, он ясно представляет себе сложность, грандиозность предстоящей работы, множество препятствий, ловушек на пути, ограниченность собственных возможностей. И все-таки, принимая это решение, педагог каждый раз заново распределяет роли в предстоящем многолетнем школьном спектакле. Кем станет он в классе? Кем почувствуют себя дети? Не стройная концепция, программа – отрывочные дневниковые записи. Вопросов больше, чем ответов. Размышления, намерения, а не поурочные планы и карточки для «индивидуальной работы».

Александр КАЛМАНОВСКИЙ,
учитель начальной школы

Ребенок и учитель в начале школы

Размышления в преддверии встречи

Сверхзадача

Сверхзадача – термин, введенный К.Станиславским, актуален и в педагогической практике. Отсутствие сверхзадачи Станиславский считал катастрофой для роли, для актера и для всего спектакля. Для взрослого, работающего с детьми, сверхзадачей может стать изучение ребенка. Выявление его интересов, возможностей, видение им настоящего, прошлого, его представления о будущем, понимание окружающего мира, себя в мире, границы освоенного ребенком мира, способы освоения этого мира.
Следовательно, взрослым необходимо сформировать установку, которая позволит ребенку говорить о своих проблемах, желаниях, о своем отношении к тем или иным явлениям, о своем понимании. В классе в основном должен говорить ребенок. Его тексты, работы, поступки должны быть предметом обсуждения.
Говоря о своем понимании того или иного явления, ребенок раскрывается для нас, а в конечном счете и для себя. Интерпретируя текст, высказывая суждения о том или ином явлении, он, по сути, больше говорит о себе, чем о предмете.

Тайна

Тайна придает особую прелесть нашей жизни. В педагогике как-то не принято говорить о ней. Мы стесняемся признаться, что ребенок остается для нас тайной. Мы предпочитаем делать вид, что буквально все знаем или можем узнать о нем. Возможно, это и делает нас беспомощными в своей профессии. Как сформулировать свое отношение к тайне? Тайна и загадка – не одно и то же. Тайна не предполагает ответа. В отличие от загадки она вечная наша спутница. Как с ней работать? Признать наличие тайны – значит признать непредсказуемость результатов своих усилий, непредсказуемость развития.

Искушение вопросом

Что хочет ребенок, ранним утром приходя в класс? О чем он думает? Что чувствует? Я боюсь задавать подобные вопросы не только детям, но и себе. Боюсь услышать неискренние ответы (как часто дети пытаются угадать, чего ждет от них учитель). Неприятны и ответы, которые в полной мере отражают желания ребенка. Задумываюсь о неестественности, насильственности ситуации, в которую мы с ребенком попадаем, когда его приводят к взрослому, которого он до этого не знал, зачастую даже не объяснив, зачем его привели. К человеку, который, не зная ребенка, заранее планирует изменить его, не ведая, желает ли этих изменений сам ребенок. Утешаю себя мыслью, что ситуация несовпадения желаний в нашем мире не столь уникальна. Я, взрослый, готов (разве?) принять мир, где царит противочувствие, но готов ли к этому ребенок? Подобные мысли заставляют меня с маниакальной настойчивостью каждое утро выяснять, чего хочет ребенок, приходя в класс…
Совместно с детьми искать ответы на вечные вопросы: для чего мы пришли? Кто или что заставило меня это сделать? (Для чего я пришел в мир? Кто Я? Для чего Я?) Что такое быть учеником? Учителем?
Совместно с детьми? Но для этого нужно как минимум уметь слушать их.

Искусство слышать

Обладаем ли мы даром слышать? Хотим ли этого? Быть может, это главная функция учителя.
Как часто в парке, в гостях, дома мы наблюдаем, как ребенок первым подходит ко взрослому, всматривается, чего-то ждет от него, «провоцирует» на взаимодействие (игру, беседу), что-то хочет сказать. Почему в школе мы, как правило, лишены этого первого шага ребенка навстречу нам? Учитель в своем желании что-то «дать» агрессивен по отношению к ребенку, и тому ничего не остается, как уйти в глухую защиту… Педагогу предстоит сменить установку «дать» на установку «услышать», «усмотреть», «понять» устремления ребенка и оказать профессиональную поддержку в их реализации. То есть приостановить реализацию своей программы развития ребенка и на основе услышанного преобразовать ее в программу, которая позволила бы ребенку реализовывать свои устремления в культурном пространстве. Возникает парадоксальная ситуация, в которой функция управления переходит (передается) ребенку.
Добровольно последовать за ребенком? Можем ли мы себе это позволить? Как ни парадоксально звучит, мы просто обязаны так поступить, оставив позади целую эпоху поиска субъекта образования. Более того, следует признать, что пространство деятельности возникает при наличии альтернативы каждому движению души и тела. Как свободно, как напряженно, рискованно, непредсказуемо жить в нем, как интересно!
За восприятием, высказыванием, ошибкой стоит жизненный опыт ребенка. Значение его в том, что происходит с ребенком сегодня и в дальнейшем, огромно. Это заставляет нас (взрослых) реконструировать для себя историю ребенка, чтобы лучше понимать его. Потребность в такой работе возникает каждый раз, как только возникает желание понять.

Я изменяюсь

По моему мнению, присутствие ребенка (человека) в образовательном пространстве (по сути, это рефлексивная среда) оправданно лишь в том случае, если он готов к изменениям в себе (желает этих изменений).
В идеале ребенок должен осознавать, что изменения в нем делают его жизнь более интересной, а он становится более самостоятельным. Взрослый должен систематически обращать внимание детей на те изменения, которые происходят с ним, и помочь осознать, что послужило причиной этих изменений (события, деятельность, цепь событий).
Проблема: как возникают новообразования, как отсмотреть их появление, как происходит осознание?
Профессор В. Давыдов утверждал, что именно творческий потенциал представляет собой ядро личности. Без него она (личность) просто не может «выделиться».
Поэтому я предлагаю оказывать педагогическую поддержку любому ребенку, желающему сделать что-то свое в любой сфере деятельности. Мы обязаны предоставить ему время, консультации, если возможно, материальное обеспечение.
Мне представляется необходимым уделить особое внимание чувственной сфере ребенка. Мало смотреть, нужно всматриваться – и увидишь; мало слушать – необходимо вслушаться и услышать. Созерцание, восприятие, понимание. Возникает проблема «паузы», «тишины», «ничегонеделания», и тишина порождает слово, дело. Все вышесказанное относится к часам, проведенным в классах (часы слушания, просмотра, музыки, чтения).

Акценты в предметном обучении

Теоретические знания как знания, содержанием которых является процесс происхождения и развития какого-либо явления.
Главный итог знаний по предмету состоит не в сумме знаний, а в формировании приемов учебной деятельности, а главное – в формировании установки на понимание. Это закладывает основания будущей самостоятельности и веры в себя, в свои собственные силы.
Давыдов заботился о методе, а какие знания приобретут с его помощью – это дело жизненных обстоятельств, свободного времени.
Дети должны искать ответы на вопросы: «откуда это известно?», «почему так происходит?», «как решается?».

Что должен уметь образованный человек?

Задачи на развитие тех свойств личности, без которых в дальнейшем она (личность) не будет чувствовать себя уверенно в образовательном процессе:

– способность осознавать и озвучивать свои проблемы и желания;
– способность говорить о своей деятельности, то есть отвечать на вопрос «как?»;
– умение осознавать и проговаривать свои цели в совместной деятельности со взрослыми и детьми;
– умение слушать других;
– умение планировать свою деятельность (выстраивать алгоритм);
– поиск своего смысла в своих поступках, работах, деятельности;
– умение работать с образцом;
– умение работать с текстом (понимание);
– умение критически относиться к тексту, к проделанной работе;
– умение оценивать свою работу. Наличие своих критериев по оценке собственной работы;
– умение согласовывать свои интересы с интересами других;
– умение выстраивать свое поведение с учетом ситуации;
– умение выступать перед любой аудиторией;
– наличие установки на понимание;
– умение работать со схемой, рисунком, диаграммой и т.д.;
– умение осознавать и рассказывать о том, как им выполнялась та или иная работа;
– наличие опыта преодоления возникших трудностей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru