Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ИНТЕРЕС
К педагогике целостной личности
Учить? Или развивать умение
учиться?
Слова, вынесенные в заголовок статьи, были
выбраны формулировкой темы последнего, третьего
дня научной конференции «Поверх барьеров.
Человек, текст, общение» и воспринимались
участниками как указатель на пути развития
современной психолого-педагогической науки.
Направление это, как показали обсуждения
дня, – желательное, но недостижимое в
современной системе образования –
воспитания.
Психолог из МГУ Светлана Шелина предложила
рассмотреть две исторически сложившиеся формы
взаимодействия учителя и ученика.
Вертикальную – работа по образцу, где цель –
освоить заданное. И горизонтальную, где целью
является освоение метода получения знаний и
оперирование ими. В первом случае учитель –
носитель необходимых для усвоения знаний, во
втором – фасилитатор процесса (от латинского
“фасилитаре” – облегчать).
Первый – традиционный, массовый. Учитель
исполняет триаду функций: определить и
продемонстрировать необходимый объем знаний,
проконтролировать усвоение и оценить. Понятно,
что быть открытым в такой ситуации не может не
только ученик, но и учитель. Страдает целостность
личности каждого участника образования. Можно
утверждать, что если обретение целостности
личности в образовании и происходит, то лишь
вопреки господствующей схеме отношений.
Но могут ли и хотят ли учителя массовой школы
взаимодействовать с учениками по «горизонтали»?
Исследования показывают: даже в тех случаях,
когда люди склонны сказать «да», речь идет только
о благом пожелании, но не о готовности изменить
форму своей деятельности. Вероятно, пока без
отношений «по вертикали» школа обойтись не
может. Тогда первым шагом к педагогике целостной
личности должно стать стремление к
ненасильственной организации этой вертикали: на
основании выбора, а не отсутствия права его
иметь.
И другие доклады подталкивали педагогов,
пришедших на конференцию, к мысли: «Гораздо
труднее понять явление, чем оперировать словами
педагогика целостной личности». Казалось бы,
незыблемые вещи: учитель управляет учебным
процессом. Но нет. «Управление учением не может
рассматриваться в качестве основной функции
обучения, – утверждает профессор психологии,
специалист по структурам учебной деятельности
Татьяна Габай. – Сущность обучения состоит в
создании благоприятных условий для учения;
управление не может считаться центральной
функцией обучающего, поскольку оно необходимо
лишь в меру недостаточности умения учащегося
учиться и для ее компенсации». И далее – о
других методических стереотипах учительского
сознания: «Предмет учения не может
отождествляться с подлежащей усвоению
информацией». Вот как? Оказывается, краеугольный
камень образования – исходный опыт учащегося;
начальный акт учения – понимание. «Прежде
всего ученика следует рассматривать как
носителя умения учиться». И развивать в нем
именно это качество.
В окружении мыслей ведущих ученых страны
нетрудно потеряться. Поэтому как нельзя кстати
прозвучали слова доктора психологии Адольфа
Хараша: «Знать и читать корифеев – хорошо. Но
гораздо важнее для педагогической деятельности
иметь собственное понимание проблемы и свое
представление о человеке». И далее о том, что
учитель, как правило, умеет описывать свою
деятельность, но ему редко приходится описывать
свои переживания по поводу этой деятельности,
его никто не спрашивает о собственном
переживании профессиональных проблем. Что толку
в том, что ученые у нас хорошие, если учитель не
задается вопросом: а кто ты сам?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|