Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ЭПОХИ
 

«Когда я был моложе, весь мир лежал передо мной, подобно чистой неисписанной странице. Сейчас, когда я, и сам не желая того, достиг почтенного среднего возраста, всё изменилось.
Я неожиданно понял, что живу в будущем, в самом разгаре завтрашнего дня», – пишет утуролог и писатель-фантаст Брюс Стерлинг во введении к своей книге «Будущее уже началось». Эта книга посвящена тому, как изменится мир в ближайшие 50 лет, исходя из того, что предлагает день сегодняшний, то «будущее сейчас», в котором мы живём. В этом будущем нас не ждёт восстание машин или атака клонов. Нас не защитит робот-полицейский. Мы не станем суперменами. Будем читать книги, разведём на кухне микробов. И ещё нам придётся учиться всю жизнь.
Ольга ПЕТРОВА

Будущее в формате микро

Какой станет повседневная жизнь в конце XXI века

Публикация статьи произведена при поддержке мебельной мастерской «ФилМебель». Компания «ФилМебель» предоставляет услуги ремонта мягкой мебели и внутридиванных раскладушек на дому у заказчика в Москве и Московской области. Ремонт диванов от компании «ФилМебель» - это помощь опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые короткие сроки осуществят замену обивки, ремонт деревянного каркаса и механизмов трансформации, а так же произведут комплексную перетяжку дивана. Узнать больше о предоставляемых услугах и увидеть фотографии выполненных работ можно на официальном сайте мебельной мастерской «ФилМебель», который располагается по адресу http://www.filmebel.ru/

Проводником по наступившему будущему у Стерлинга становится Шекспир. Точнее, его знаменитый персонаж Жак из «Как вам это понравится», который, в свою очередь, всё же меньше знаменит, чем его монолог: «Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры…» Тот самый монолог, в котором драма каждой человеческой жизни делится на семь возрастов: младенец, школьник, любовник, солдат, судья, старик Панталоне, полузабытье. Каждому возрасту у Стерлинга соответствует глава книги, открывающая ту или иную из ближайших перспектив, иногда радостную, иногда мрачную... Заглянем в первые две главы будущего.

Глава «Младенец» посвящена биотехнологиям. Поэтому речь в ней не только и не столько о младенцах, хотя именно они олицетворяют собой то будущее, которое – вот оно – уже рядом с нами. Младенец Геракл, раздвигающий стенки своей колыбели – XXI столетия, – это и есть всемогущий «биотех», который значительно вырастет к концу века.
Поэтому «нормальный человек второй половины нашего века» у Стерлинга вовсе не похож на полумеханического супермена из фильма в жанре «киберпанк». Наоборот, он сидит в кресле и читает книгу, и вообще ему приходится «слишком много читать», вопреки всем нынешним страхам и ожиданиям. Так что через полвека люди, любящие книги и кошек, не исчезнут как вид. Правда, страницы читаемой книги, кажется, уже не из бумаги. И стены, и мебель, и пол в доме сделаны из органических веществ, которые на вид и на ощупь напоминают пробковый дуб, бамбук и красное дерево. При этом много читающий нормальный человек строен, как спортсмен или модель: «плоть и процесс её конструирования» уже легко контролируются. И всё же человек ближайшего будущего вполне может показаться не слишком опрятным и ухоженным по сравнению с нынешними идеалами: у него даже могут быть не очень чистые волосы или жирная кожа. И от него явно не пахнет модным парфюмом – эра биотеха сделает ставку на абсолютную естественность. Зато по той же причине этот простоватый внешне персонаж идеально здоров. И два главных врага нынешнего человечества – перхоть и кариес – ему в принципе не могут угрожать. Генная инженерия давно устранила эти мелкие недостатки.
Так что пора смотреть рекламу зубной пасты, жевательной резинки и шампуня «Head&Shoulders» с лёгкой ностальгией: очень скоро она может уйти из нашей жизни вместе с самими рекламируемыми товарами, потому что процессы, о которых Стерлинг пишет как о завершившихся, сегодня уже потихоньку начинают о себе напоминать хотя бы в новостях из научных лабораторий. И ещё в скором времени из кухонь, ванных комнат и туалетов могут исчезнуть все чудодей-
ственные средства, которые «убивают микробов наповал». Потому что в нашем столетии уже перестают бороться с микробами и, наоборот, начинают их культивировать, выделяя полезные свойства различных штаммов и видоизменяя их. И вместе с грозными «убийцами микробов» уйдёт и один из самых важных мифов цивилизации XIX–XX веков – миф о стерильности. В домашних аптечках будущего не будет стерильных бинтов, наоборот, будут абсолютно нестерильные – содержащие микроорганизмы, которые помогают заживлению ран. А само стремление к стерильности станет равнозначно признанию собственного невежества. Не случайно белый халат учёного или врача становится анахронизмом на наших глазах – это изобретение той чистоплотной эпохи, когда на белом легче было разглядеть грязь.
Что ещё может исчезнуть из обихода конца нашего века? Видимо, холодильники: умные микроорганизмы и так не дадут продуктам испортиться. Химические лекарства: большой привет фармацевтическим компаниям и аптечным королям наших дней! Автомобили, работающие на бензине и сделанные из металла. Им на смену придут экологически чистые машины из органических материалов, которые после утилизации будут превращаться в питательный компост, как и прочие промышленные изделия. Такой поворот ближайших событий кажется невероятным. Зато многие из наших нынешних фантазий о будущем, кажется, так и останутся фантазиями навсегда.
Похоже, не будет никаких армий клонов, марширующих по улицам, или монстров из лаборатории доктора Франкенштейна, шестилапых собак и двухголовых коров. По живописным британским пастбищам не будут бродить стада овечек Долли, страдающих артритом. Сами технологии клонирования будут использоваться в первую очередь на клеточном уровне. А создание крупных многоклеточных организмов изначально будет восприниматься как занятие в принципе возможное, но почти бессмысленное, экзотически-глупое. Для биотеха макромир окажется слишком громоздким.
А потому и главная золотая мечта рубежа тысячелетий – клонированные дети-сверхчеловеки – вряд ли найдёт массовое воплощение. Саму идею генетически совершенного сверхчеловека Брюс Стерлинг называет не иначе, как «осовремененный викторианский и нацистский китч XIX и XX веков». «Манипулируя ДНК, нельзя создать Людей, Подобных Богам, – это утопия. Управляя ДНК, мы не можем управлять нашей эволюцией и нашей судьбой. Мы просто получим знание, которое сможет изменить мир и увеличить наши возможности»*. Просто благодаря биотехнологиям кардинально перестроятся медицина, сельское хозяйство и промышленность. А младенцы будут рождаться, как рождались всегда. Разумеется, более здоровыми, чем сегодня. О том, сколько среди них будет гениев, Стерлинг не говорит ничего. Гениальность – вне компетенции футуролога.

Но самые серьёзные изменения предстоят, если верить Стерлингу, в образовании. Прежде всего потому, что если говорить о массовой школе, до сих пор во всём мире «современных школьников заставляют жить по суровым стандартам XIX века». Собственно, «профессионализация образования», которую нам сейчас пытаются подать под соусом некой «модернизации» и неких «реформ», – это и есть те самые суровые стандарты, когда человека изначально готовят к работе в «классической респектабельной конторе» вроде почты, газовой компании, железных дорог, банка и т. п., так, чтобы «образованный ребёнок становился лояльным служащим, который мог спокойно сидеть, читать, писать и время от времени вставлять слово – в течение тридцати лет». И это в то время как уже в ближайшем будущем у подобного узколобого «профессионала» просто-напросто не будет никаких шансов. А вот гуманитарий, почти официально приговорённый нашими отечественными чиновниками от образования, шансов получит гораздо больше. Это произойдёт хотя бы потому, что его образ жизни «свободного художника» уже сегодня распространяется вовсе не только на богемных маргиналов, но и на тех, кого Стерлинг называет «легкомысленными служками цифровой экономики» – людей интеллектуального труда, «не имеющих ни постоянного места работы, ни определённых должностей или ролей», «живущих, одевающихся и работающих, как вечные студенты, не признавая регламентированного рабочего времени». Сегодня труд программиста или венчурного капиталиста гораздо больше похож на труд писателя, а значит, писательское «профессиональное требование – гордиться собственной эксцентричностью» со временем будет становиться всё более и более всеобщим. Всему этому современная школа – и начальная, и средняя, и высшая – учит с точностью до наоборот.
Поэтому она должна будет измениться. В мире информационных сетей само образование рано или поздно окажется выстроенным по сетевому принципу – без учебных планов, календарных графиков, стандартов. Наблюдая за своей дочерью, которая не любит школу, но испытывает нежный трепет по отношению к интернету, Стерлинг видит в этом трепете знаки наступившего будущего. Можно себе представить, сколько родителей во всём мире подтвердили бы правильность его наблюдений…
Однако всё не так радостно, как может показаться. Все наши нынешние страхи относительно того, что в быстро меняющемся информационном обществе образование потеряет свою системность, фундаментальность, а главное – культурную прочность, абсолютно обоснованны. «В нём не будет, – пишет Стерлинг, – вечных истин, моральных кодексов, конституционной преемственности, литературной классики и старой доброй истории родины. В нём будет отсутствовать именно то, что современные учителя и учёные считают факелом священного огня, который необходимо передать подрастающим поколениям». То, что творится с образованием не только в США, но и в Европе, и у нас, Стерлинг обозначает как «панику канонов», в основе которой – невозможность договориться о всеобщих «вечных ценностях» и их объёме в килобайтах. «Паника канонов» обязательно повлечёт за собой интеллектуальный и нравственный кризис, и далеко не единственный, и это опять-таки со всеми нами уже происходит.
Значит ли это, что образование тихо вымрет в ближайшие пятьдесят лет вместе с антимикробным гелем и шампунем от перхоти? Конечно же нет. Стерлинг ставит под вопрос существующую сегодня систему, но не сам принцип учёбы, который, возможно, и окажется главной из «вечных ценностей» будущего. Об этом – завершающая главу «Школьник» иронически-возвышенная проповедь:
«О, дети, школа скучна – я это знаю. Но не стоит путать отупляющую рутину школьных дисциплин с процессом познания. Если вам удастся, в меру пошумев, всё же закончить школу.., вам придётся много учиться и за её стенами. Вы скорее всего преуспеете, узнав много нового о том, о чём пока не пишут контрольных и не защищают дипломных работ. И если вы обнаружите, что учитесь чему-то необычному и вас это не тяготит, напротив, вы с удовольствием, час за часом, безболезненно впитываете в себя это, – мой вам совет – поищите себе там работу. Если рабочих мест там пока нет, попробуйте попросту их создать. Множество ваших современников так и поступит. Обязательно найдите время поучиться у них, так же как и у самых обычных старикашек.
Люди XXI века будут учиться всю жизнь – это и проклятие, и благословение. Можно небезосновательно заявить, что есть что-то недостойное и унизительное, когда взрослые люди вынуждены постоянно учиться. Вот вы и оказались в собственном будущем, сгорбившись над клавиатурой, в мире часто охватываемых паникой, обладающих массой причуд и не поддающихся контролю сетей. Постоянная учёба– своего рода наркотик. Всё довольно смиренно, тихо и скромно. Вы не станете гомеровским героем, мусульманским святым или сверхчеловеком Ницше. Гибкость и терпение – не присущие героям качества…»
Здесь автор, конечно же, мудро посмеивается. Он просто хитро подбрасывает школьникам будущего всё тот же «вечный огонь» и его носителей под видом «самых обычных старикашек». И кто, если не мы сегодняшние, знает, как не хватает нашей жизни терпения и гибкости, которые по нынешним временам давно превратились в героизм…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru