Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ЗВУКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА
 

Вы наверняка замечали детей, неразлучных с какой-нибудь вещью, принесенной в школу из дома. Ребенок часто достает ее на уроке, играет или просто разглядывает.
Если ребенок – первоклассник, вы снисходительно думаете, что он еще “не вырос из игрушек”. Но когда девочка-подросток возится
с плюшевым мишкой, у вас сначала может возникнуть удивление, потом – непонимание, а в конце концов – и раздражение. Мальчики тоже приносят в школу всякие штуковины. Что это значит? Переживание подросткового кризиса и ностальгия по уходящему детству? Желание привлечь внимание или попытка обрести уверенность?
Попробуем разобраться, в чем заключается психологическое значение “неуместных вещей”, которые дети приносят с собой в школу. И что это за дети, столь привязанные к игрушкам?
Татьяна ПАНКОВА,
школьный психолог
Олег КАЛИНА,
психолог-консультант

Плюшевый мишка за партой

Он – талисман, помогающий ребенку справиться
с переживаниями, одиночеством, страхом перед школой

Публикация статьи произведена при поддержке компании Окна «Габарит». Компания Окна «Габарит» предлагает по выгодной цене купить высококачественные пластиковые окна Gealan с доставкой и монтажом в Санкт – Петербурге. Все предлагаемые окна ПВХ сделаны с использованием самых современных материалов и технологий и идеально подходят для климатических условий России. Посетив официальный сайт компании Окна «Габарит», по адресу www.okna-b-spb.ru, Вы сможете ознакомиться с предоставляемым каталогом, и вызвать замерщика пластиковых окон, который поможет подобрать самые подходящие для Вашего дома или квартиры окна. А заказав монтаж приобретенных пластиковых окон Gealan, Вы получите услуги опытных специалистов, которые в самые быстрые сроки произведут демонтаж старых окон и надежно установят новые стеклопакеты, обеспечив их качественную работу на долгие годы.

Звезда шерифа

Казалось бы, что может быть безобиднее плюшевого мишки, застенчиво выглядывающего из школьного рюкзака? А ведь подростки порой носят с собой и более причудливые вещи: камешки, диски от старых телефонов, веревочки. Они постоянно крутят их в руках, а если вдруг теряют, сильно беспокоятся, нервничают, словно утратили что-то очень важное, незаменимое и совершенно необходимое им.
Одиннадцатилетний мальчик, приходя к школьному психологу, каждый раз извлекал из бездонных карманов своих джинсов разнообразные штуковины: темные очки, фонарик, лупу, “абсолютно настоящую звезду шерифа” или какой-нибудь другой, столь же непредсказуемый предмет. Он постоянно манипулировал этими игрушками, перекладывал их из карманов на стол, затем обратно. Тем же самым занимался и во время уроков.

Поиск компромисса

Психическое развитие ребенка заключается в обретении им самостоятельности и во все возрастающей независимости от заботящихся о нем взрослых. Путь этот долог и тернист.
Английский педиатр и детский психоаналитик Д. Винникотт предположил, что в этом сложном и постепенном процессе обретения самого себя немаловажную роль играет так называемый переходный объект. Им может стать все что угодно: веревочка, игрушка, гайка, камешек, любая мелочь. Но в психическом плане такой предмет совсем не мелок. Ребенок находит его для себя не случайно – эта вещь помогает ему справляться с одиночеством, успокаивает, будит фантазию, служит как бы “связующим звеном” между ним и отсутствующим в данный момент родным человеком.
Подросткам игрушка тоже в какой-то степени позволяет справиться со сложными внутренними чувствами и переживаниями, найти определенный компромисс между своими потребностями и требованиями внешнего мира.
Психическое развитие ребенка нельзя рассматривать как прямую стрелу – что пройдено, то исчезло. Развитие происходит этапами, перемежающимися нормативными возрастными кризисами: что-то старое болезненно рушится, что-то новое мучительно создается.
Но предыдущие завоевания в развитии могут вновь стать актуальными. И вот десятиклассница, уже давно отказавшаяся от “игры в игрушки”, начинает носить с собой в школу симпатичного пушистого зайку, потому что “с ним так хорошо и радостно”. Нет никакой реальной необходимости в том, чтобы этот зайка находился на уроке математики. Но его присутствие обусловлено реальной потребностью подростка – быть рядом со значимым человеком, чувствовать его любовь, нежность, поддержку. Девочка как бы заявляет, что в этом почти взрослом мире есть место ее самым глубоким чувствам.

Телефонная зависимость

Девочки-подростки обычно с большой симпатией относятся к мягким игрушкам. В противоположность им мальчики-подростки не проявляют умиления при виде мягких игрушек. Наоборот, они стараются всячески выразить свое презрение к этой “девчачьей глупости”: ведь для них так важно обрести “суровую” мужественность. В качестве игрушек, притаскиваемых в школу, мальчики предпочитают что-нибудь соответствующее стереотипу мужского: например, брелок-ножичек или маленький “скейт для пальцев”. Это своего рода символы принадлежности к группе таких же, как и он.
Популярной “игрушкой” стали и сотовые телефоны. На перемене можно понаблюдать, как подростки играют со своими телефонами: кто-то в одиночку, погрузив все свое внимание в маленький экран и отвернувшись от одноклассников, словно их не существует. Кто-то окружен плотным кольцом заинтересованных сверстников, кто-то охотится за одноклассниками с фотокамерой, встроенной в телефон, и те с хохотом разбегаются. А кто-то со смущенно-блаженной улыбкой увлеченно обменивается SMS-сообщениями с объектом своей симпатии. Все это может происходить и во время урока, и учитель, измученный попытками удержать внимание класса, принимает все более суровые меры по борьбе с телефонами.
И забывает, что мобильные телефоны тоже имеют глубокое психологическое значение для его учеников. Ведь суть телефона – это возможность “соединиться” с тем, кого сейчас нет рядом, связь, так необходимая юному человеку, когда он еще не чувствует себя самостоятельным.
Родители жалуются психологу на несобранность и безответственность сына-подростка. Тот забывает звонить им в нужное время, бросает мобильник дома. Описывая свои отношения с сыном, которые установились в последнее время, мать подростка в переносном смысле сказала вдруг такую фразу: “Мне кажется, я теряю с ним связь”. Она почувствовала, что сын отдаляется от нее, взрослеет, и призналась, как ей трудно справиться с этим и принять, что старые отношения перестраиваются и возникают качественно новые.

Пример для подражания

Если отношения с матерью недостаточно надежны и базисное чувство доверия к миру не сформировалось, ребенку в подростковом возрасте приходится сталкиваться с проблемой опасности, таящейся в независимости и отдельности. И опереться на что-то иное, внешнее, чтобы почувствовать себя увереннее. Тут-то и пригождается какая-то вещь, которой подросток придает статус исключительной необходимости. Его привязанность к этой вещи порой странная и неудобная в повседневной жизни. Триннадцатилетний мальчик носит с собой в школу игрушку – пластмассового супермена, из-за чего становится объектом насмешек своих одноклассников. Но именно эта вещь вселяет в него уверенность. Он хотел бы так же смело и бесстрашно встречать трудности жизни, как и герой комиксов, фигурка которого всегда перед глазами. Имея в своем распоряжении эту игрушку, мальчик как бы сам приобретал качества героя.
Как это ни парадоксально, получается, что “игрушки” в школе помогают детям взрослеть, нормально развиваться, приноравливаться к своим новым чувствам. Но в то же время эти игрушки указывают на существование каких-то трудностей, тревоги, отсутствия чувства безопасности.
Поищите в кладовке или на антресолях свои старые игрушки. Может быть, они напомнят о чем-то очень сокровенном и помогут наладить отношения с повзрослевшими учениками. Ведь вы тоже когда-то учились в школе, носили с собой какие-то игрушки… Или не носили?

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ...

  • Зорина З. Зачем они играют. Москва, журнал «Педология», № 6, 2001.
  • Эйнон Д. Творческая игра. Москва,1995.
  • Абраменкова В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Москва, Даниловский вестник, 2001.
  • Яффке Ф. Игрушки, сделанные родителями. Рязань, 1992.
  • Лэндгрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. Москва, 1994.
  • Козак О. Считалки, дразнилки, мирилки. Санкт-Петербург, издательство «Союз», 1998.
  • Каттанах Э. Там, где небо встречается с бездной. Москва, 2001.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. Москва, 2002.
  • Самоукина Н. Игры в школе и дома. Москва, 1993.
  • Тендрякова М. Время в зеркале детской игры. Москва, журнал "Педология", № 9, 2001.
  • Экслайн В. Развитие личности в игровой терапии. Москва, 2003.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru