Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Ребенок рисует, пишет, держит предметы левой рукой? Он – левша.
Но в какой степени? Это выяснится только при дальнейших исследованиях. Леворукость или полное левшество выявляется при ежедневном наблюдении за поведением ребенка, за его деятельностью на уроке и вне урока. Какой глаз он зажмуривает, когда прицеливается перед броском мяча? Каким ухом поворачивается к источнику приглушенного звука? Какой ногой отталкивается в прыжке?
Полные левши, как и полные правши, встречаются редко.
Чаще бывают смешанные типы. С частичным преобладанием правой или левой функции.
В общем, вариантов несколько десятков. Но самой важной чертой при обучении в школе всегда будет ведущая рука ученика. Ведь ему предстоит освоить сложнейший вид деятельности – письмо.

Марьяна БЕЗРУКИХ,
директор Института
возрастной физиологии РАО

Просто индивидуальный вариант нормы

Здесь требуются лишь согласованность действий взрослых и постоянный контроль за здоровьем ребенка

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Сергея Михайлова посвященного курсам скорочтения - magicspeedreading.com. Разработанный Сергеем Михайловым курс скорочтения - это эффективные компьютерные тренинги, которые позволят в самые быстрые сроки освоить навык быстрого чтения, что позволит предугадывать мысль автора, легко и просто находить и запоминать нужную информацию. Посетив сайт проекта magicspeedreading.com Вы сможете заказать со скидкой полный курс скорочтения, а так же бесплатно скачать книги и программы по динамическому чтению.

Заставлять леворукого ученика работать правой рукой нельзя. Произвольная смена ведущей руки приведет к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Наиболее частый – астенический невроз, при котором наступает повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, снижается аппетит. Не избежать и аффективных реакций и бурных взрывов недовольства, отказов от работы.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свой ственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.
Леворуких детей часто беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Случаются даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными.
Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, они, конечно, стараются, но им это плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, упрямство и наказывают. В итоге напряжение, замкнутость и недоверие к окружающим остаются у детей на долгие годы.
Выходит, старания взрослых облегчить жизнь ребенку на самом деле попросту коверкают ее. У переученных леворуких бывают невротические заикания, энурез и тики – непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Что же делать?
Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
Стараться придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку только осложнят ситуацию.
Внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
И помнить, что леворукость — индивидуальный вариант нормы. Трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
Но тем не менее, при обучении письму надо использовать “Прописи для леворуких детей”. Отказаться от методики безотрывного письма. Она неприменима при обучении леворуких детей.
Не заставлять леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, Просто складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — такая работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru