Третья тетрадь
детный мир
|
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Ребенок рисует, пишет, держит предметы левой
рукой? Он – левша.
Но в какой степени? Это выяснится только при
дальнейших исследованиях. Леворукость или
полное левшество выявляется при ежедневном
наблюдении за поведением ребенка, за его
деятельностью на уроке и вне урока. Какой глаз он
зажмуривает, когда прицеливается перед броском
мяча? Каким ухом поворачивается к источнику
приглушенного звука? Какой ногой отталкивается в
прыжке?
Полные левши, как и полные правши, встречаются
редко.
Чаще бывают смешанные типы. С частичным
преобладанием правой или левой функции.
В общем, вариантов несколько десятков. Но самой
важной чертой при обучении в школе всегда будет
ведущая рука ученика. Ведь ему предстоит освоить
сложнейший вид деятельности – письмо.
Людмила КАРПУЩЕНКО,
физиолог
И неудобно, и неуютно...
В мире, приспособленном для
праворукого большинства, левшам живется трудно
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина офисной мебели "Шатура". Посетив сайт интернет магазина мебельной компании "Шатура", который располагается по адресу shatura-office.ru, Вы найдете большой ассортимент продукции, который включает в себя письменные столы, шкафы, тумбы, стеллажи, кресла, стулья, напольные вешалки, и другую офисную мебель для руководителя и персонала. Онлайн консультант ответит на все Ваши вопросы, а подробное описание и фотографии внешнего вида, представленной на сайте мебели, помогут определиться с выбором заказа. Выгодные цены, акции, доставка и сборка приобретенной мебели, позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени.
В чем физиологический смысл
правшества-левшества? Всем в нашем организме
управляет головной мозг, в нем есть два больших
полушария. Внешне они одинаковы, симметричны,
однако у каждого собственные функции. Это
явление называется функциональной
межполушарной асимметрией.
Правое полушарие руководит движением и
чувствительностью левой половины тела, а левое –
правой, перекрестно. Полушария по-разному
руководят высшей психической деятельностью
человека. Левое полушарие – речевое. Именно в нем
хранится словарь родного (да и неродного тоже)
языка. Его еще называют логическим. А правое
полушарие – образным, эмоциональным. При
«выключении» правого полушария речь не
пропадает, но становится безэмоциональной.
Человек перестает воспринимать музыку, плохо
ориентируется в пространстве.
Левое полушарие управляет правой рукой и речью
человека. Понятно, что это утверждение
справедливо для правшей. У левшей правое
полушарие управляет левой рукой, а вот
управление речью у них может быть устроено
по-разному (в правом полушарии, в левом, пополам).
Вот в чем отличие левшей от правшей. Дело не в том,
какой рукой мы пишем, а в разделении функций
между полушариями. У леворуких это разделение
нетрадиционное, нестандартное. Не такое, как у
большинства.
К чему это приводит? К тому, что среди леворуких
больше людей художественной, музыкальной и
спортивной направленности. В чисто речевых
сферах деятельности левшам труднее. Учатся
правши и левши тоже несколько по-разному. На
курсах иностранного языка уже давно перед
обучением проводят тесты на выявление
особенностей функциональной межполушарной
асимметрии, ведь праворуким нужно начинать
изучение языка классическим образом, с
накопления словарного запаса, а леворукие более
успешно овладевают языком методом «погружения».
В общеобразовательной школе для леворуких детей
особых программ не существует. Они вполне
способны успешно освоить общую программу. Но
учителю нужно помнить, что леворукому ребенку
неуютно жить в мире, приспособленном для
праворукого большинства. Письмо слева направо
удобно правшам и неудобно левшам. Попробуйте
писать на доске левой рукой. Это трудно, рука
закрывает написанное от глаз. А кинуть левой
рукой монетку в автомат, открыть дверь или
посидеть за партой с правой стороны, если писать
приходится левой рукой, а соседу – правой?!
Левши не пытаются переделать мир, они
приспосабливаются под него. Стараются держать
ложку с вилкой в правой руке, есть левой
неприлично, засмеют. Они переделывают свою
двигательную активность. Но изменить разделение
функций между полушариями после возраста
овладения речью уже невозможно. Поэтому левое
неречевое полушарие вынуждено у левшей
управлять процессом письма правой рукой. Это так
же «удобно», как правше писать левой рукой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|