Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Ребенок рисует, пишет, держит предметы левой рукой? Он – левша.
Но в какой степени? Это выяснится только при дальнейших исследованиях. Леворукость или полное левшество выявляется при ежедневном наблюдении за поведением ребенка, за его деятельностью на уроке и вне урока. Какой глаз он зажмуривает, когда прицеливается перед броском мяча? Каким ухом поворачивается к источнику приглушенного звука? Какой ногой отталкивается в прыжке?
Полные левши, как и полные правши, встречаются редко.
Чаще бывают смешанные типы. С частичным преобладанием правой или левой функции.
В общем, вариантов несколько десятков. Но самой важной чертой при обучении в школе всегда будет ведущая рука ученика. Ведь ему предстоит освоить сложнейший вид деятельности – письмо.

Людмила КАРПУЩЕНКО,
физиолог

И неудобно, и неуютно...

В мире, приспособленном для праворукого большинства, левшам живется трудно

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина офисной мебели "Шатура". Посетив сайт интернет магазина мебельной компании "Шатура", который располагается по адресу shatura-office.ru, Вы найдете большой ассортимент продукции, который включает в себя письменные столы, шкафы, тумбы, стеллажи, кресла, стулья, напольные вешалки, и другую офисную мебель для руководителя и персонала. Онлайн консультант ответит на все Ваши вопросы, а подробное описание и фотографии внешнего вида, представленной на сайте мебели, помогут определиться с выбором заказа. Выгодные цены, акции, доставка и сборка приобретенной мебели, позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени.

В чем физиологический смысл правшества-левшества? Всем в нашем организме управляет головной мозг, в нем есть два больших полушария. Внешне они одинаковы, симметричны, однако у каждого собственные функции. Это явление называется функциональной межполушарной асимметрией.
Правое полушарие руководит движением и чувствительностью левой половины тела, а левое – правой, перекрестно. Полушария по-разному руководят высшей психической деятельностью человека. Левое полушарие – речевое. Именно в нем хранится словарь родного (да и неродного тоже) языка. Его еще называют логическим. А правое полушарие – образным, эмоциональным. При «выключении» правого полушария речь не пропадает, но становится безэмоциональной. Человек перестает воспринимать музыку, плохо ориентируется в пространстве.
Левое полушарие управляет правой рукой и речью человека. Понятно, что это утверждение справедливо для правшей. У левшей правое полушарие управляет левой рукой, а вот управление речью у них может быть устроено по-разному (в правом полушарии, в левом, пополам). Вот в чем отличие левшей от правшей. Дело не в том, какой рукой мы пишем, а в разделении функций между полушариями. У леворуких это разделение нетрадиционное, нестандартное. Не такое, как у большинства.
К чему это приводит? К тому, что среди леворуких больше людей художественной, музыкальной и спортивной направленности. В чисто речевых сферах деятельности левшам труднее. Учатся правши и левши тоже несколько по-разному. На курсах иностранного языка уже давно перед обучением проводят тесты на выявление особенностей функциональной межполушарной асимметрии, ведь праворуким нужно начинать изучение языка классическим образом, с накопления словарного запаса, а леворукие более успешно овладевают языком методом «погружения».
В общеобразовательной школе для леворуких детей особых программ не существует. Они вполне способны успешно освоить общую программу. Но учителю нужно помнить, что леворукому ребенку неуютно жить в мире, приспособленном для праворукого большинства. Письмо слева направо удобно правшам и неудобно левшам. Попробуйте писать на доске левой рукой. Это трудно, рука закрывает написанное от глаз. А кинуть левой рукой монетку в автомат, открыть дверь или посидеть за партой с правой стороны, если писать приходится левой рукой, а соседу – правой?!
Левши не пытаются переделать мир, они приспосабливаются под него. Стараются держать ложку с вилкой в правой руке, есть левой неприлично, засмеют. Они переделывают свою двигательную активность. Но изменить разделение функций между полушариями после возраста овладения речью уже невозможно. Поэтому левое неречевое полушарие вынуждено у левшей управлять процессом письма правой рукой. Это так же «удобно», как правше писать левой рукой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru