Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир


 

Елена ТИХОНОВА, учитель-логопед

Речь как речь, просто речь

Беседы с детьми по методике и без нее


У нас логопедический детский сад. В конце года детей проверяют в поликлинике: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Что молчишь,
не умеешь говорить? Не снимем диагноз. Каких домашних птиц ты знаешь?» – «П-п-попугай…» – «При чем здесь попугай, домашняя птица приносит пользу!». И уже ко мне: «С детьми-то заниматься надо».
Лицо врача усталое, безразличное. Лицо ребенка в слезах. Шесть лет, скоро в школу.
А по мне, так они все отлично говорят. Когда их речь живая, она чистая и светлая. Разговариваю с ними, слушаю и впадаю в благодатное состояние. С недавних пор начала кое-что записывать с занятий. И сразу заметила, сколь грузна и тяжела наша методика, как неуклюжи мы сами.

Публикация произведена при поддержке компании VIPRO. Компания VIPRO предоставляет услуги веб-аналитики, размещения контекстной рекламы, создания, раскрутки и продвижения сайтов. Продвижение сайтов от компании VIPRO – это работа высококлассных специалистов, имеющих большой опыт успешной работы в области SEO оптимизации, которые в короткие сроки и по выгодной цене обеспечат Вашему интернет проекту первые позиции в ведущих поисковых системах. Подробнее ознакомиться с предложением компании VIPRO, получить онлайн консультацию и отправить заявку на заказ услуги, можно по адресу http://www.vipro.ru/

Укол методом

Известный прием: чтобы разговорить ребенка, введите посредника, игрушку, которая заменит вас.
…Большой картонный Еж несколько лет пролежал у нас в коробке на шкафу. Что за Еж, откуда он взялся? Никто не знает. Еж рассказывает детям свою историю. Он лесной житель, заядлый грибник. Больше всего он любит искать грибы вместе со своим папой. С папой в лесу не страшно. «А ты кто? – спрашивает Еж ребенка. – Расскажи про себя!»

– Ёжик, меня зовут Даша. Я жила в Сыктывкаре, потом в Нижнем Новгороде, теперь живу в Москве, всегда переезжала. Я живу с мамой, папой, братом. Я люблю всем помогать, особенно маме. Но ей не всегда нужна моя помощь. Мой папа на работе, он директор. У папы есть борода, он бреется. Он сильно хочет нас спасти.

– Я Илюша! Всё идёт хорошо. Иногда прихожу усталый. Недавно у меня было три самых счастливых дня: в субботу я был в гостях; в воскресенье ел на завтрак тортики, в понедельник читал вместе с мамой. Мне нравится, когда никто друг друга не обижает.

– Живу я дома, весь адрес знаю. Я играю со своим замком. Моего папу зовут Николай Гаврилович. Он приходит с работы усталый, ругается. Очень любит играть на телефоне.

– Я Алина. Неколючая, храбрая, люблю делать колесо, кувыркаться. Пытаюсь рисовать лошадей. У папы такое же лицо, как у меня, только у него есть очки. Он ест то, что мама ему даёт.

«Стоп-стоп-стоп», – говорю я себе, когда слышу про папу, который любит долго сидеть в туалете и читать книжки, про злые отношения в семье. Я не ждала этого и не хотела, потому что я не знаю, что с этим делать. Мне начинает казаться, что я делаю что-то нечестное, вызывая детей на откровенность, и мы укладываем картонного Ежа в коробку. Спать!

И что?

Один раз мы делали кляксы. Наносили на старые подкассетники краску и ставили штампы на лист бумаги. У каждого были свои кляксы, о них можно было разговаривать.

...Тут гуляет бычок. Бычок захотел у нас пожить, никуда не улетать. Вон его друзья: капли, радуга, птицы.
…Да тут салют! Отмечается свадьба моей мамы. Салют устроила, конечно, бабушка.
...Идёт дождь. Собака бежит домой. Её зовут Чапа. Она гуляла, пошёл дождь. Её ждут. Иногда за хорошие поступки дают кусок сахара.
...Это следы. Следы в лесу. А здесь морда медвежья. Волшебный человек. Он всё может делать. Солнце ему дало волшебство. Облако дало красоту. Трава помогла добраться до сказочного леса, в котором жил медведь. Медведь и волшебный человек подрались из-за этих следов.
…Может, это сапоги зайчика или руки деда.
...Тут петух на улице после дождя. Он увидел слякоть и подумал: «Можно ли пройти через такую слякоть?» Пришёл домой, посмотрел в зеркало и не узнал себя. Почти тигра увидел.
...Дракон, грязная лужа, сова, человек. Человек и сова были синие, а дракон был красный, так как было у него много огня.
...Ползла змея и видит: стоит грустная лошадь. «Что такое с тобой случилось?» – «У меня нет головы и ног», – говорит лошадь. Змея приделала всё свое, и стали они одним целым.
...А это Петя положил бутерброды в салфетку, потом в коробку, потом в портфель и взял их.

Я слушаю и чувствую, как много значат эти спонтанные истории. Я слышу разные настроения: грусть-одиночество, бодрость, борьба. Чувствую мифологичность их рассказов. Вижу нелепости. Петух только подумал о грязи и тем самым испачкался. Как змея могла наделить лошадь тем, чего у нее нет? И эти бутерброды, так хорошо упрятанные, невидимые... Что-то с этим нужно делать, только вот что...

Стоит ли выпрямлять?

Дело было в легокомнате. Дети играли. У каждого в руках была какая-то игрушка. Я говорю: «Идите ко мне, несите свою игрушку!» На ковре образовался кружок. Мы начали сочинять.

«Жил-был волшебный кубик», – сказал Илья, у которого был сборный кубик из лего. У Даши в руках была пожарная машина, она сказала: «Однажды в его доме случился пожар, и кубику на помощь приехала пожарная машина». Соня была, как обычно, с котом: «Водителем пожарной машины был большой кот!» И дальше говорили по кругу: Настя, Алина, Саша: «Кот стал тушить пожар, но ничего не помогало, надо было знать волшебную цифру. Но эта волшебная цифра лежала под чёрным камнем, кубик и кот стали поднимать чёрный камень. Летела мудрая сова, махала своими крыльями, и пожар прекратился».
Ловко получилось. Всем понравилось. Спрашиваю: «А что за волшебная цифра была под камнем?» Илья: «Восемь!» Даша: «Не восемь, восемь – простая. А волшебная, она неузнаваемая». Илья: «Нет таких цифр неузнаваемых, да, Елена Сергеевна?» Даша: «Ведь есть, Елена Сергеевна?»
Но Елена Сергеевна молчит, только и может, что улыбаться. Опять не знает, что сказать.

Как ни ограничивай…

Три, думала я, хорошее число. Три элемента легко запомнить. Из них можно составить композицию. А если это не предметы, а слова, то даже историю. Говорю: «Птичка, свечка, месяц. Можете про них рассказ придумать?» Могут.

– Жила-была птичка. Птичка сидела на ветке, а над ней светил месяц. Месяцу было холодно, подумала птичка, подлетела к дому, там горела свечка, и вдруг подул сильный ветер, и птичка упала на травку. Птичку поднял и спас большой папа. Огромный папа принёс птичку домой и согрел её. Птичка осталась жить в доме.

Про что история? Как всегда у Даши, про Большого Папу. Видимо, это центр всей ее жизни.

– Однажды с неба упал месяц, и получилось, что ночь стала тёмной. Об этом узнали друзья месяца: птичка и летучая мышь. Они взяли волшебную свечку и полетели спасать месяц. Друзья очень волновались, не сломал ли месяц свои рожки. Благодаря свечке друзья быстро нашли месяц и помогли ему подняться на небо. Ночь сразу стала светлой и чудесной.

Ребенок сочиняет точно по сказочному канону: нарушение порядка, угроза гибели героя, друзья-помощники, волшебный предмет, восстановление порядка. Интересно, как он это знает – «уже» или «еще»?

– Месяц взошёл на небе. И тут птичка задела месяц, а он упал и потух. Но тут появилась волшебная свечка. Она зажгла месяц, и он стал чудесней чудесного, но поднять его не смогла. Тогда свечка подбавила ещё чудесного огня, и месяц поднялся.

И вот, пожалуйста, опять классический архетипический ход: ошибочное действие героя, нарушение порядка, волшебный помощник и заминка, требование нового усилия для финальной победы. И опять раздумья: такое понимание сказочной картины мира само по себе живет в сознании ребенка, или это накопленный эстетический опыт, результат воспитания?

– Однажды птичке поранили крыло, она упала в руки одной девочке. Катя отнесла птичку домой и показала маме. Мама обрадовалась, что её дочка спасла птичку. Мама заклеила крыло пластырем. Наступил вечер. Мама зажгла свечку, а дочка сделала бумажную кроватку для птички. Никто не заметил, как наступила ночь и выглянул месяц. Мама сказала, что всем пора спать. Они заснули. Мама вошла в комнату и прошептала: «Какая же Катя молодец!»

Почему-то девочки чаще, чем мальчики, сочиняют поучительные истории. Учат, учатся социальным нормам, «…приготовляются шутя / К приличию, закону света». В конце концов, не важно, сколько слов дает педагог, что это за слова – малейшая возможность сочинять детей радует. Им всегда есть что сказать-рассказать.

Повод – любой

Я так и решила: будем говорить не по методике, а по случаю.
…Ясным октябрьским утром мы были заняты делом. Илья и Саша чинили сломанные буквы, Даша и Настя раскрашивали для них праздничные наряды. Соня, Наташа и Алина строили карету, на которой буквам предстояло отправиться на бал. Вдруг Даша, сидевшая возле окна, закричала: «Смотрите! Смотрите!» Через мгновение все припали к стеклу и подхватили: «Радость! Чудо! Снег! Волшебство!» Говорю: «А откуда берется снег?» И они тут же:

– Жил-был Пегас. Как-то летом полетел Пегас к одной птичке. Он пролетал мимо солнца и нечаянно задел его копытом. Он не заметил, что задел солнце копытом, и полетел дальше. Птичка сказала: «Ты задел солнце копытом!» Пегас ничего не услышал, так как летел очень быстро. Нечаянно он врезался в самую холодную звезду, но успел быстро повернуть в сторону.
И вдруг неожиданно пошёл снег. На земле появились сугробы.
– Девочка отдыхала на море. Мимо пролетала птичка-ласточка. Она была северной ласточкой. Ласточка приземлилась девочке на руку, и Катя её поцеловала. Ласточка взлетела, взмахнула крыльями, и внезапно посыпался снег. Катя не ожидала такого поступка от ласточки. Снежинки покрыли Катю, а море замёрзло.
– Одна девочка очень хотела, чтобы из тучки пошёл внезапный снег. Она загадала желание, кинула монетку – и снег.

Может быть, у них все получается, потому что я их так внимательно слушаю, даже записываю, они же спрашивали про диктофон?

Знак молчания

Сегодня повела их в среднюю группу. Там у меня занятия совсем не идут. Четырехлетки замкнутые, пугливые, воспитатели на время занятий почему-то с группы уходят. Очень прошу их остаться, сесть с нами в кружок. Начинаем знакомиться. И тут я чувствую, что глаза опускают не только маленькие, но и старшие дети. Глаза хочется опустить и мне. Что-то не так. Но я бодро предлагаю Даше почитать стихи. Даша звонко начинает и сбивается. Илюша говорит, что не хочет… «Что значит – не хочешь? Ты почему не слушаешься логопеда?» – грозно наступает воспитательница младшей группы. И что-то тяжелое окончательно наваливается на нас, мучительное, душное, знакомое каждому по его детству. Господи, как же тяжело быть ребенком!

 

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru