Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Публикация произведена при поддержке интернет магазина эксклюзивной парфюмерии iPerfume.ru. Если Вы хотите купить духи от торгового дома Montale Paris, то больше не надо тратить свое время на то, чтобы найти и посетить специализированный салон или магазин Montale. Посетив интернет магазин iPerfume.ru, Вы найдете богатый ассортимент ароматов Montale и духов других брендов, оригинального качества, поставляемых напрямую от производителя. Удобна система оплаты и доставка парфюма по всей России, делают покупку через интернет магазин iPerfume.ru простой и удобной, позволяя сделать заказ не покидая дома или офиса.

В современной России существуют три модели профессионального самоопределения школьников: ориентация на получение высшего образования (не важно в каком вузе); стремление получить любое профессиональное образование; поиск работы. Как пишут В.Выборнова и Е.Дунаева в статье «Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 4 за 2006 год), все три модели характеризуются неопределенностью профессионального будущего и способов осуществления жизненных планов. Отчасти это можно объяснить стереотипным подходом родителей: в условиях серьезного конкурса и отсутствия возможности платить большие деньги за обучение по той специальности, которая действительно нравится подросткам, не важно, какая специальность, важно получить вузов-
ский диплом. По данным социологов, 90 процентов родителей хотели бы, чтобы их дети получили «хорошее образование», подразумевая под этим термином высшее образование.
Может быть, с введением профильного обучения школьники начнут более осознанно относиться к проблеме профессионального самоопределения? Вряд ли. При сложившейся практике «селекционного» отбора, начиная с приема в первый класс, профильные группы скорее всего будут создаваться по формальным показателям. На взгляд ученых, более целесообразно было бы не проводить жесткого деления на технические и гуманитарные специальности, а предоставить самим ребятам право определять круг необходимых для их дальнейшего профессионального обучения дисциплин.
Что предпримет учитель, желая научить грамотности труднообучаемого ребенка? Сделает ему выговор по поводу «глупых ошибок» и отвратительного почерка? Нарисует страшную картину будущего безграмотных людей? Засадит за дополнительные занятия?
По мнению специалиста Центра детской нейропсихологии А.Соболевой, все эти пути не приведут к желаемому результату и нанесут моральную травму ребенку.
Так как же быть? Прежде всего, считает А.Соболева, надо определить причину трудностей.
Оказывается, ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориентировку. Как преодолеть эти трудности, знает нейропсихолог. А увидеть, что именно они стали причиной проблем в обучении, можно по характеру ошибок.
В статье «Как пробудить в ребенке желание быть грамотным (советы специалиста по детской нейропсихологии)» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2006 год) приводится перечень ошибок, которые сигнализируют о том, что ученику требуется «срочная нейропсихологическая помощь». Вот некоторые из этих тревожных сигналов: отсутствие пропусков между словами и предложениями, несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса; зеркальное письмо: буквы Э, З, Б, В и др. перевернуты в другую сторону; повторение одной и той же буквы ПИРОП вместо ПИРОГ; замена букв Б-Д (колодок), Ж-Х (мужомор), Т-П (пигр) и т.д.
В статье также есть много практических рекомендаций, которые могут пригодиться учителю в работе с труднообучаемыми детьми.
Второй номер журнала «ЗАВУЧ» посвящен конструированию и анализу личностно-ориентированного урока. В
статьях журнала не только представлены теоретические основы выстраивания таких уроков, но также рассмотрены различные ситуации из педагогической практики. Особый интерес может вызвать материал профессора кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПК ПРО М.Лукьяновой «Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно-ориентированной ситуации». Наверное, далеко не все учителя слышали, скажем, о методе экспрессии в творческой ситуации или методе интроспективного анализа. Последний помогает подростку осмыслить «свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств, а как состояние собственного Я».
А в статье М.Лукьяновой и педагога-психолога школы № 73 города Ульяновска Т.Абдулиной «Методика комплексного анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока» содержится подробно прописанная схема, акцентирующая внимание педагога на ключевых моментах организации личностно-ориентированного урока. Какие признаки, к примеру, свидетельствуют о том, что на уроке созданы условия для развития активности учеников? К таковым авторы относят: организацию исследовательской деятельности на уроке (в том числе поручение исследовательских заданий на дом); поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы; создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос; выявление мнения учеников об уроке, о характере взаимодей ствия на уроке; поощрение инициативы детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru