Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПОД ЗАНАВЕС ЧЕТВЕРТОЙ ЧЕТВЕРТИ
 

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук, профессор МГППУ,
директор Центра психологического
сопровождения образования “Точка пси”

Опять родительское собрание?!

Попробуем превратить дежурную встречу в содержательный разговор

В ответе на вопрос, какие чувства вызывает сообщение о предстоящем родительском собрании, родители и учителя проявляют удивительное единодушие: в основном это отрицательные эмоции. Традиционное собрание давно потеряло
и содержательный, и воспитательный, и педагогический смысл. Можно ли наполнить его новыми смыслами, значимыми как для родителей,
так и для педагогов?

Публикация произведена при поддержке центра английского языка «Double-decker». В широкий спектр предложений образовательного центра «Double-decker» входит такая услуга, как английский по Скайпу, которая позволит пройти качественное обучение у профессионального репетитора, с экономией Ваших денег и личного времени. Обучение на дистанционных курсах в режиме онлайн, позволит в удобное для Вас время и в комфортной обстановке получить полный объем всех необходимых знаний. Узнать больше о предоставляемых услугах и отправить заявку на обучение, можно на сайте центра английского языка «Double-decker», который располагается по адресу http://double-decker.ru/

Ожидания и эмоции

Это сделать непросто. Отчасти из-за того, что родители чувствуют себя в школе на чужой территории. Сама обстановка провоцирует их на то, что многие воспроизводят свой школьный образ поведения («А что я? Чуть что, сразу Иванов!»), другие впадают в агрессию, доказывая себе и окружающим, что теперь-то они взрослые и для учительских придирок недосягаемы («Не учите меня!»).
При подготовке собрания учителю можно посоветовать встать сначала в позицию родителя (смоделировать для себя ожидания пап и мам, подумать, что их интересует, представить, что они чувствуют перед собранием и во время него), а потом уже в позицию педагога.
Интересно, что если в аудитории, где собрались родители и педагоги, спросить об их ожиданиях, то педагоги скажут об информационном наполнении собрания, а родители ожидают от встречи совета, разговора с учителем. То есть для родителей важно не столько получить информацию, сколько понять, как ею распоряжаться при взаимодействии с ребенком.

Предупреждение конфликтов

С первого учебного дня жизнь ребенка делится на две половины – домашнюю и школьную. Одну выстраивают, обеспечивают и контролируют родители, другую – учитель. Ни одни, ни другие не должны замыкаться на «своей половине». Но очень важно договориться о «границе»: где родители доверяют педагогу как профессионалу, предоставляют возможность поступать так, как тот считает нужным. А учитель в свою очередь отчетливо обозначает для себя суверенное пространство семьи, куда он не имеет права вмешиваться.
Так вот, для постоянного обновления договоренностей о том, в каких случаях и как взрослые действуют вместе, и должны проходить собрания. А организационные собрания – пустая трата времени и сил. Зачем собирать родителей ради напоминания о сборе денег или о чем-то подобном, если существуют другие способы передачи информации – от записки до интернета?
Любой вопрос, обсуждаемый на собрании, должен быть содержательным. Даже вопрос о покупке новых учебников. Но в этом случае учитель не просто объявляет о стоимости учебника, а непременно объясняет, почему он необходим ребятам, что улучшится в процессе обучения. Тем самым учитель ставит родителей в позицию участников образовательного процесса. Точно так же нужно вступать с родителями в содержательные отношения по поводу новых программ, экскурсий, походов.

По правилу американского капрала

Грамотно выстроить структуру родительского собрания не легче, чем спланировать хороший урок. Нужно заранее продумать каждый этап. Ведь собрание – это образовательная форма.
Сначала пап и мам, так же как и их детей в начале урока, нужно замотивировать. Чтобы настроить пришедших, собрать внимание, можно задать несколько вопросов, описать образовательную ситуацию.
Собственно содержательная часть, когда учитель делает сообщение, должна продолжаться не больше пятнадцати-двадцати минут. Хорошо, если для подкрепления восприятия родители получают раздаточный материал. Вообще в школах высокого уровня родители обычно уходят с собрания с каким-то материалом.
Заранее готовя свое короткое выступление, учитель должен помнить о «правиле американского капрала»: прежде чем начать говорить, скажи, о чем ты будешь рассказывать, потом расскажи, а в конце повтори, о чем ты только что рассказал. Это универсальное правило риторики. И его особенно важно соблюдать, когда имеешь дело с людьми, не привыкшими слушать.
После рассказа учителя родителям необходимо дать возможность обсудить только что услышанное: уточнить, задать вопросы, высказать сомнения. В этот момент многие учителя сразу занимают защитно-агрессивную позицию. Даже если родители в общем-то ничего плохого не высказывают.
Это просто камень преткновения в общении на собрании: учитель начинает учить, родители замолкают и замыкаются. Причем так иногда поступают даже опытные, хорошие учителя, которые на уроке помнят о том, что ребенку нужно давать возможность высказаться и задать вопросы. А к родителям почему-то относятся иначе.
После обсуждения в конце собрания нужно непременно принять решения по обсуждаемой проблематике.
То есть, выходя с собрания, родители должны понимать, что они получили информацию, переработали ее и наметили план дальнейших действий.

Расписание на год

Оптимальное количество родительских собраний – пять в год. На первом происходит планирование жизни класса. Очень хорошо, если накануне прошло детское собрание с той же целью. Тогда можно свести в единый план все, что задумали дети и взрослые. А в конце года собрать родителей для подведения итогов.
Из трех собраний в середине года одно можно посвятить вопросам учебы:
принципиальные образовательные задачи, особенности возраста, в каких учебных формах детям необходима помощь и как ее лучше оказывать. На другом рассказать о психологических особенностях ребят, о том, как они развиваются. Здесь родители должны узнать о гендерных особенностях возраста своих детей, о проблемах выбора профессии, о подростковом кризисе. И на третьем, предпоследнем в году, можно поговорить о воспитательных проблемах: какие нормы и правила дети должны усвоить к своему возрасту, что значит быть воспитанным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru