Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПОД ЗАНАВЕС ЧЕТВЕРТОЙ
ЧЕТВЕРТИ
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук, профессор МГППУ,
директор Центра психологического
сопровождения образования “Точка пси”
Опять родительское собрание?!
Попробуем превратить дежурную
встречу в содержательный разговор
В ответе на вопрос, какие чувства
вызывает сообщение о предстоящем родительском
собрании, родители и учителя проявляют
удивительное единодушие: в основном это
отрицательные эмоции. Традиционное собрание
давно потеряло
и содержательный, и воспитательный, и
педагогический смысл. Можно ли наполнить его
новыми смыслами, значимыми как для родителей,
так и для педагогов?
Публикация произведена при поддержке центра английского языка «Double-decker». В широкий спектр предложений образовательного центра «Double-decker» входит такая услуга, как английский по Скайпу, которая позволит пройти качественное обучение у профессионального репетитора, с экономией Ваших денег и личного времени. Обучение на дистанционных курсах в режиме онлайн, позволит в удобное для Вас время и в комфортной обстановке получить полный объем всех необходимых знаний. Узнать больше о предоставляемых услугах и отправить заявку на обучение, можно на сайте центра английского языка «Double-decker», который располагается по адресу http://double-decker.ru/
Ожидания и эмоции
Это сделать непросто. Отчасти из-за того, что
родители чувствуют себя в школе на чужой
территории. Сама обстановка провоцирует их на то,
что многие воспроизводят свой школьный образ
поведения («А что я? Чуть что, сразу Иванов!»),
другие впадают в агрессию, доказывая себе и
окружающим, что теперь-то они взрослые и для
учительских придирок недосягаемы («Не учите
меня!»).
При подготовке собрания учителю можно
посоветовать встать сначала в позицию родителя
(смоделировать для себя ожидания пап и мам,
подумать, что их интересует, представить, что они
чувствуют перед собранием и во время него), а
потом уже в позицию педагога.
Интересно, что если в аудитории, где собрались
родители и педагоги, спросить об их ожиданиях, то
педагоги скажут об информационном наполнении
собрания, а родители ожидают от встречи совета,
разговора с учителем. То есть для родителей важно
не столько получить информацию, сколько понять,
как ею распоряжаться при взаимодействии с
ребенком.
Предупреждение конфликтов
С первого учебного дня жизнь ребенка делится на
две половины – домашнюю и школьную. Одну
выстраивают, обеспечивают и контролируют
родители, другую – учитель. Ни одни, ни другие
не должны замыкаться на «своей половине». Но
очень важно договориться о «границе»: где
родители доверяют педагогу как профессионалу,
предоставляют возможность поступать так, как тот
считает нужным. А учитель в свою очередь
отчетливо обозначает для себя суверенное
пространство семьи, куда он не имеет права
вмешиваться.
Так вот, для постоянного обновления
договоренностей о том, в каких случаях и как
взрослые действуют вместе, и должны проходить
собрания. А организационные собрания – пустая
трата времени и сил. Зачем собирать родителей
ради напоминания о сборе денег или о чем-то
подобном, если существуют другие способы
передачи информации – от записки до интернета?
Любой вопрос, обсуждаемый на собрании, должен
быть содержательным. Даже вопрос о покупке новых
учебников. Но в этом случае учитель не просто
объявляет о стоимости учебника, а непременно
объясняет, почему он необходим ребятам, что
улучшится в процессе обучения. Тем самым учитель
ставит родителей в позицию участников
образовательного процесса. Точно так же нужно
вступать с родителями в содержательные
отношения по поводу новых программ, экскурсий,
походов.
По правилу американского капрала
Грамотно выстроить структуру родительского
собрания не легче, чем спланировать хороший урок.
Нужно заранее продумать каждый этап. Ведь
собрание – это образовательная форма.
Сначала пап и мам, так же как и их детей в начале
урока, нужно замотивировать. Чтобы настроить
пришедших, собрать внимание, можно задать
несколько вопросов, описать образовательную
ситуацию.
Собственно содержательная часть, когда учитель
делает сообщение, должна продолжаться не больше
пятнадцати-двадцати минут. Хорошо, если для
подкрепления восприятия родители получают
раздаточный материал. Вообще в школах высокого
уровня родители обычно уходят с собрания с
каким-то материалом.
Заранее готовя свое короткое выступление,
учитель должен помнить о «правиле американского
капрала»: прежде чем начать говорить, скажи, о чем
ты будешь рассказывать, потом расскажи, а в конце
повтори, о чем ты только что рассказал. Это
универсальное правило риторики. И его особенно
важно соблюдать, когда имеешь дело с людьми, не
привыкшими слушать.
После рассказа учителя родителям необходимо
дать возможность обсудить только что услышанное:
уточнить, задать вопросы, высказать сомнения. В
этот момент многие учителя сразу занимают
защитно-агрессивную позицию. Даже если родители
в общем-то ничего плохого не высказывают.
Это просто камень преткновения в общении на
собрании: учитель начинает учить, родители
замолкают и замыкаются. Причем так иногда
поступают даже опытные, хорошие учителя, которые
на уроке помнят о том, что ребенку нужно давать
возможность высказаться и задать вопросы. А к
родителям почему-то относятся иначе.
После обсуждения в конце собрания нужно
непременно принять решения по обсуждаемой
проблематике.
То есть, выходя с собрания, родители должны
понимать, что они получили информацию,
переработали ее и наметили план дальнейших
действий.
Расписание на год
Оптимальное количество родительских собраний
– пять в год. На первом происходит планирование
жизни класса. Очень хорошо, если накануне прошло
детское собрание с той же целью. Тогда можно
свести в единый план все, что задумали дети и
взрослые. А в конце года собрать родителей для
подведения итогов.
Из трех собраний в середине года одно можно
посвятить вопросам учебы:
принципиальные образовательные задачи,
особенности возраста, в каких учебных формах
детям необходима помощь и как ее лучше оказывать.
На другом рассказать о психологических
особенностях ребят, о том, как они развиваются.
Здесь родители должны узнать о гендерных
особенностях возраста своих детей, о проблемах
выбора профессии, о подростковом кризисе. И на
третьем, предпоследнем в году, можно поговорить о
воспитательных проблемах: какие нормы и правила
дети должны усвоить к своему возрасту, что значит
быть воспитанным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|