Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
БЕСТСЕЛЛЕР
ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ
Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/2006 г.
Объективный контроль
Как учить и учиться на уроке, чтобы
учиться хотелось и училось бы успешно в
современной массовой общеобразовательной школе?
Сегодня мы заканчиваем публикацию альбома-справочника Елены Яновицкой. В предыдущих номерах вы узнали
о том, как работать с классом, изучая новую тему. Сначала заинтересовать, потом осваивать базовый минимум, затем дать ребятам возможность оценить свой уровень знаний, потренироваться и поработать над пробелами. Теперь перед вами описание заключительного этапа. Внешний объективный контроль становится логическим завершением любой учебной темы. Главные его условия – разумность и справедливость.
На чужой каравай рот
не разевай. Испеки свой.
А мы попробуем – проверим…
Публикация произведена при поддержке интернет проекта Репетитор.ру. Если Вам требуется профессиональный репетитор по математике, или по любому другому предмету школьной программы, то Вам больше не надо тратить время на утомительный поиск достойного предложения. Посетив сайт проекта Репетитор.ру, который располагается по адресу http://repetitor.ru/, Вы найдете большое количество анкет опытных педагогов, и сможете сразу отправить запрос на обучение у понравившегося репетитора.
Объективный контроль проводится, когда остается считанное время до окончания темы. Это могут быть последние 10-15 минут урока. Может быть пол-урока, а может быть и сдвоенный урок для творческой игры как особой формы объективного контроля (подводящего итог работы по продолжительной теме на предметах гуманитарного цикла).
Во всех случаях разумность дела и справедливость по отношению к участникам работы требует того, чтобы текст (сценарий) последнего, пятого блока был составлен или известен учителю еще до начала работы по теме.
Разумность – это знание того, для чего начиналась работа, что должно получиться в итоге, ведь «конец – делу венец». Если не знаешь точно, что будешь строить, то не сможешь и разумно рассчитать силы участников. А значит, никакого серьезного результата начатого дела нельзя ожидать, ни с кого ничего невозможно будет потребовать. Так в жизни вообще и в жизни школы в частности: надо прежде дела точно знать, что именно собираешься сделать.
Справедливость – это закон всякого сотрудничества. Учебное сотрудничество предполагает, что учителя хотят научить, а ученики – научиться. Насколько это удалось тем и другим, показывает объективный контроль.
Получить действительно хорошие объективные показатели можно, если дело делалось и разумно, и справедливо: чему учили, то и проверяют. Для этого проверка должна опираться на принятые заранее правила игры, законы, которые в ходе дела не менялись. Первым залогом объективности становятся тексты объективного контроля. Вторым будет организация условий для проведения контроля, третьим – судейство, оценка результатов, а четвертым – условия объявления, официального фиксирования результатов контроля. Должна быть и возможность для того, чтобы разумно и справедливо опротестовывать действия контролеров на любом из этих четырех этапов контроля как во время, так и по итогам всего контрольного процесса.
Контроль в школе, вынесенный на объективное обозрение, обязан быть полностью аналогичен требованиям, предъявленным для промежуточного самоконтроля.
Это – раз. А два – чтобы тренировка проводилась настолько тщательно, насколько велик диапазон сложностей при составлении вариантов окончательного контроля.
По существу, все варианты дела, подпадающего под объективный контроль, должны быть подготовлены тренировкой полностью, а источники олимпиадных, творческих заданий – указаны и доступны ученикам.
Без этого ни о какой справедливости не может быть и речи! А значит, ни об объективности, ни о разумности…
Каждому свой вариант. Вариантов должно быть столько, сколько учеников, а не два или четыре, чтобы не провоцировать желание свериться, подсмотреть.
Задания, включаемые в варианты, имеют право там быть только в том случае, если все они были включены в учебный процесс на втором этапе или во время тренировки. Именно проработанные, а не вновь придуманные. Это касается заданий даже творческого типа. Контрольная проверка знаний, которые преподавались, тем и отличается от конкурсных состязаний, выявляющих особую одаренность, что проверке подвергается прежде всего память.
Такое скрупулезно подчеркнутое отношение к разумности и справедливости соответствует принципам жизни в школе, где учатся всему, в том числе и законам цивилизованного демократического общества.
Можно делать «с пятого
на десятое», лишь бы
промежуточные цифры
не потерять…
Располагать задания надо по возрастающей степени сложности, чтобы, нервничая, ученики не застряли на трудном и из-за этого не опоздали сделать легкое.
Первыми следует давать задания на восстановление в памяти базового минимума изучаемой темы. И только. Ничего лишнего. Всякое сразу введенное усложнение помешает педагогу убедиться при наличии ошибок, что именно новые знания освоены плохо. (Ведь нередко случается, что правильному усвоению нового мешает плохое усвоение предыдущих или сопутствующих знаний, когда ошибки накладываются на ошибки.)
Чтобы четко знать причину пробелов, вводится второй вид сложности заданий: связи нового материала с другими темами. Внутри этого раздела контрольных заданий тоже следует придерживаться постепенности в усложнении. В одном задании присутствует только одно усложнение, в следующем – два и т.д.
Можно на контроле позволить ученику самому решать, что легко-трудно, и выполнять задания в порядке, удобном исполнителю, так как ощущение сложности имеет сильную субъективную окраску. Информация о том, что порядок выполнения работ произволен, подается четко и специально, как особый вид усложнения.
Задания творческого характера тоже могут располагаться по степеням сложности: придумывание заданий, подобных данным в этой работе; восстановление творческих заданий, разобранных на уроке; использование собственного разбора решений из олимпиадных сборников, которые были рекомендованы всем и могли быть использованы особо заинтересованными учениками.
Однако на всех финальных контрольных оценке подвергаются все уровни знаний по теме. Это происходит как по каждой теме курса, так и по всему годовому курсу или на итоговом выпускном экзамене. В отличие от олимпиадных соревнований на школьной контрольной не может быть получена отличная оценка за выполнение только самого сложного задания. Отличные школьные знания складываются из соответствующего знания всех трех степеней сложности учебного предмета: его базового минимума, связей данной темы со всем ее окружением и, наконец, творческих подходов к изученному материалу.
Умение творить новое, никому еще в жизни не известное – это качество особое. Но его можно подвергать проверке. Его развитию способствует знакомство с нетривиальными подходами, уже случавшимися в жизни. Однако нельзя требовать проявления озарения на экзамене по пройденному курсу, ограничивая собственно творческий процесс какими-то считанными минутами.
Сделал дело – убедись,
что это «дело», а потом уж
и гуляй смело
Контрольная работа будет проверена и оценена через некоторый промежуток времени, быть может, довольно длительный. Но ученику надо предоставить возможность сразу снять нервное напряжение, дать «образец» решения – пусть, проверив самого себя, и рассудит. Ему же не надо держать свой текст с решениями перед глазами, он пока еще их помнит. И всю нужную работу над ошибками проделает с удовольствием и пользой, так как интерес к этому делу никакими новыми делами не сбит.
Образцы решений в идеальном варианте могут находиться на столе учителя под теми же номерами, что и варианты контрольных работ. Сдал свой номер варианта контроля – получил такой же номер с вариантом решения. А могут быть решения вывешены на специальных стендах, в специальных местах.
После такой разумной, справедливой формы окончания контрольной можно идти на новый урок, заниматься новым делом без лишних переживаний. Пока учитель проверяет твою работу, тебе уже не о чем беспокоиться. Конечно, в решениях могут быть обнаружены ошибки, не замеченные самим учеником. У ученика есть право и будет время их исправлять, пока он – ученик. Любой контроль в школе должен производить максимальный обучающий эффект. Иначе контроль вызывает чувство досады, не помогает, а мешает обучению.
Соблюсти справедливость
Когда контрольная работа окончена и сдана, а образец «отличного» исполнения предложен для сравнения, тогда общая оценка качества работы уже сделана самим учеником.
Однако эти же работы, проверенные учителем, могут быть оценены иначе. Причин для этого несколько. Самая существенная из них: учитель может ошибиться. Вторая, не менее важная: ученик может не понять смысла учительской пометки. В первом случае – конфликт, чем менее явный, тем более опасный: «торжествует несправедливость». Во втором случае – мартышкин труд, бессмысленно потрачено время на контрольную работу: нет смысла в тщательности проверки, если эта тщательность «всем до лампочки».
Выход очень прост. Окончательная оценка имеет право быть объявленной и тем более зафиксированной в официальном документе только после того, как с нею согласился исполнитель работы. Способов для этого много. В школьных условиях, когда по большинству предметов контрольные работы выполняются письменно, надо не пожалеть времени в начале очередного урока, чтобы раздать проверенные работы и дать 5–7 минут для ознакомления. Потом, если потребуется, возможно, изменить балл и проставить тут же на уроке эти цифры в журнал, потратив по секунде на фамилию, вызывая учеников в алфавитном порядке.
Знакомство с проверенной работой вне класса, вне поля зрения учителя чревато «фокусами» уже со стороны учеников. Нравственную твердость подконтрольного человека не следует переоценивать.
Еще более безнравственными будут действия самого учителя, если он, проверив работы, выставив оценки в журнал, не покажет эти работы ученикам. Такой поступок будет говорить только о том, что учитель не использует обучающих возможностей контроля, он просто плохо учит.
Контрольные работы по всем темам курса (а курс может длиться не один год) полезно сохранять и перед экзаменами предлагать ученикам просматривать: обучающий эффект будет налицо, да и объективность контролирующего тоже.
При подобном отношении к процессу проверки, особенно к самопроверке контрольных работ, «педагогическое» время «превышает» астрономическое в несколько раз.
Итог
Уроки в школе могут и должны включать в образовательный процесс все силы, помогающие учебному труду детей, чтобы, повзрослев, они начинали жизнь с той ступеньки, до которой поднялось человечество до них, а «не ломились бы в открытую дверь» и «не изобретали бы велосипед».
Предлагаемая дидактика уроков ставит своей задачей помочь школе использовать время уроков с обоюдной пользой для детей и взрослых.
Алгоритм действий ученика на уроке и вне его позволяет ему вливаться в реальную жизнь общества.
Алгоритм же действий учителя на уроке позволяет реальной жизни и взрослых, и детей вливаться в школьный урок.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|