Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧЕБНЫЙ ГОД: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
 

Алла ДЕНИСЮК,
учитель информатики и математики,
Виталий КАРАГАШКИН,
учитель географии

Спонсор публикации статьи: компания «Баркос» - установка, монтаж и продажа кондиционеров в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодным ценам приобрести кондиционеры или сплит системы от ведущих мировых производителей, а заказав установку кондиционеров, Вы получите услуги опытных специалистов, которые осуществят надежный и качественный монтаж приобретенного оборудования. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте компании «Баркос», по адресу http://www.barkos.ru/

Один день полевых исследований

А учебного материала – на год вперед

В конце года о начале следующего даже думать не хочется.
Но некоторые учителя уже сейчас выстраивают для ребят мостик в сентябрь.
А для этого выезжают в лес или на речку, где можно не только повторить пройденное по биологии, географии, математике, но и дать возможность ребятам приобрести опыт, который пригодится в течение будущего учебного года.

Объект исследований – Ромашково

Этой весной мы вывозим нынешний шестой класс на речку около деревни Ромашково уже в третий раз.
Год назад они заканчивали пятый класс. Выезд был ознакомительный. Тогда все внимание было направлено на правила поведения в поездке, технику безопасности, правила работы в команде.
Поэтому когда мы поехали на это же место в сентябре, ребята воспринимали его как свое, знакомое. И все время экскурсии можно было посвятить серьезной работе. Дети, разделившись на группы, измеряли и описывали профиль русла реки, измеряли температуру воздуха на разной высоте от уровня воды, изучали и собирали пробы почв и образцы растений. Впечатлений, результатов наблюдений и измерений набралось столько, что хватило для работы в течение всего учебного года. Не говоря уже о том, что с ребятами можно было предметно говорить о русле, пойме реки, о скорости течения, направлении и скорости ветра, об облачности. Каждый термин был подкреплен опытом.
Так же мы поступим и в этом мае. В программе седьмого класса запланировано краеведение. Обычно этот раздел не вызывает особого интереса у детей. А вот если устроить однодневную экспедицию с элементами топонимических (откуда взялись названия речки и деревни), этнографических (сохранились ли обычаи и фольклор этой местности), исторических (что было в разные эпохи на этом месте) исследований, работа в следующем году наверняка получится живой и интересной.
Как тему для выезда можно порекомендовать и исследование по антропогенной нагрузке на данную местность. В этом случае ребята берут пробы воды и грунта (чтобы исследовать их в школе), описывают видовой состав растений, исследуют влияние человека на экологию: подсчитывают количество костровищ и концентрацию троп на единицу площади.

Поехали!

Подготовка к поездке начинается с похода по музеям, чтобы ребята примерно представляли себе, какие объекты им повстречаются. В нашем случае это были Биологический и Минералогический музеи. Следует ознакомиться с определителями, научиться работать с ними. Тогда большую часть растений и птиц дети смогут определить на месте. А растения, по поводу которых останутся сомнения, увезут в школу и определят с помощью учителя ботаники.
И конечно, необходимо провести несколько занятий по технике безопасности, договориться с детьми о правилах поведения в транспорте, у воды, у огня, во время отдыха на поляне.
Разделить класс на группы и распределить задания тоже нужно заранее. При этом правила работы с приборами, методики измерений должны изучить все ученики класса, а не только члены группы, которой это пригодится.
Еще один очень важный момент в подготовке – выбор места будущей экскурсии. Помимо подходящих объектов для изучения неподалеку должно быть удобное место для отдыха и приготовления обеда. А путь от школы до места – не очень долгим и сложным. Итак, все приготовления и дорога позади. Вы с детьми на месте. Они оставляют рюкзаки, делятся на группы, достают тетради (полевые дневники) для записей, разбирают приборы и оборудование. В каждой группе есть заранее выбранный командир и курирующий взрослый или старшеклассник. Родители, приехавшие с вами, остаются готовить обед. Кстати, сразу по приезде нужно дать детям несколько минут, чтобы перекусить.
Оптимальное время работы для младших подростков, по нашему опыту, около двух часов. За это время многое можно успеть, если ребята хорошо понимают, что и как нужно делать (поэтому не жалейте времени на предварительные объяснения и обсуждения).
После хорошей работы можно и отдохнуть. Ребята собирают приборы, упаковывают образцы и дневники с результатами наблюдений и измерений. Впереди обед и отдых, для организации которого надо не забыть взять с собой мячи, ракетки для бадминтона и прочий инвентарь.
Уходя с поляны, нужно вместе с ребятами собрать весь техногенный мусор и заложить куском дерна (который вы вырезали и сняли утром) костровище.

А потом…

Гораздо большая по объему работа происходит позднее, в течение учебного года. Во-первых, все результаты измерений можно свести в диаграммы. Во-вторых, для трактовки этих результатов можно устраивать дискуссии, выдвигать гипотезы и доказывать их. Например, измерения у самой поверхности воды, на середине склона и на бровке составляют некоторую картину. Почему? Какими процессами можно объяснить такое изменение температуры и влажности на разной высоте? Привезенные образцы можно исследовать. Мы, например, с помощью учителя химии исследовали образцы почв, взятые из разных горизонтов.
В-третьих, многочисленные измерения расстояний и углов при изучении профиля реки значительно облегчат в дальнейшем изучение геометрии.
Еще одно направление обработки материалов экскурсии – составление компьютерной презентации: с текстами, музыкой, фотографиями.
Можно говорить о и воспитательном эффекте: ребята привыкают к сотрудничеству, к работе в группах, учатся распределять обязанности и действовать согласованно. Очень важно начинать такую работу в начале среднего звена. Попробуйте предложить подобную исследовательскую поездку девяти- или десятикласснику. Скорее всего услышите в ответ: «Да ну, у меня дела…».
А с этими ребятами, мы уверены, можно будет ездить на экскурсии каждый май и каждый сентябрь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru