Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧЕБНЫЙ ГОД: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
 

Учебный год подходит к концу. Программа пройдена, и каждый учитель задумывается: как подвести итоги работы за год?
Можно написать традиционную итоговую контрольную работу, провести тестирование на знание пройденного материала.
Но есть и другие педагогические решения, позволяющие во время подведения итогов работы за год использовать накопленный опыт и знания, вместо того чтобы только проверять память своих учеников. Таких форм немало. Это выясняется из ваших писем, разговоров с учителями, из методических разработок, присланных на фестиваль «Открытый урок». Конференции, викторины, игры по образцу интеллектуальных телеигр, творческие работы, проекты – все эти формы могут быть использованы на итоговых занятиях для повторения пройденного за год. Объединяет их одно – ощущение того, что учились весь год не зря. Долгие часы учения, повторения, упражнений воплощаются в реальный, ощутимый результат.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Зубрим учебник или пишем его сами?

Если вы работаете нестандартно, такая задача будет вполне по силам вашим ученикам

Публикация произведена при поддержке интернет проекта «Готовые презентации Powerpoint». Посетив сайт проекта, который располагается по адресу http://powerpoint-presentation.ru/, Вы найдете профессиональные презентации по медицине, которые сможете сразу бесплатно скачать. А так же к Вашему вниманию полезные книги, статьи и публикации по медицине, и богатая коллекция презентаций по фармакологии, астрономии, биологии, географии, и работ по другим дисциплинам.

И знания, и умения, и навыки

Создание собственного учебника в конце года – работа непростая и требует достаточно много времени. Но самое главное – навыков групповой работы, коллективного обсуждения, умения оценивать свои возможности и распределять силы и время в ходе длительной, трудоемкой работы. Такая форма подведения итогов позволит не только собрать в систему полученные знания по предмету, но и проявить накопленные за год или даже за несколько лет умения строить сложную многоуровневую деятельность. Если создание учебника кажется очень громоздким, можно поработать над его проектом: макет, оглавление, список иллюстраций и короткая аннотация каждого раздела или параграфа.

Подготовительный этап

Недели за две-три до окончания учебного года объявляется конкурс на создание нового учебника для данного класса. В конкурсе могут принимать участие как авторские коллективы (не больше пяти человек), так и отдельные ученики.
Если работу готовит авторский коллектив, у каждого участника должна быть своя роль: художник-оформитель, корректор, автор, верстальщик – в зависимости от желания.
Условия самого конкурса лучше всего проработать заранее с инициативной (экспертной) группой, четко сформулировать требования к учебнику, основания для работы будущей экспертной комиссии.
Если для учителя важно, чтобы ребята еще раз проработали определенные разделы изученного материала и продемонстрировали свои знания и навыки, можно предложить сделать лишь часть учебника по данной теме. Если нужно повторить весь изученный материал, лучше предложить конкурс на проект учебника, а при защите проекта каждая группа должна будет указать, какие недостатки в настоящем учебнике были обнаружены и как авторы собираются их устранить.
Авторские коллективы могут получить одно, общее для всех, задание. И каждая группа делает оговоренную заранее часть учебника.
Группа экспертов готовится к работе заранее. Если сами проекты учебников или учебники готовят не все ученики класса, экспертами становятся все остальные. Если же в конкурсе будут участвовать авторские коллективы, нужно сразу определить, кто войдет в группу экспертов.
В подготовку экспертов входит обсуждение критериев, по которым будет оцениваться работа.

Итоговая работа

Наступает момент, когда работа выполнена. В конце мая можно проанализировать ее и подвести итоги.
Формы проведения обсуждения могут быть различными.
Ролевая игра: открытый конкурс проектов. Для него следует зараее оформить кабинет. Экспертам можно, например, сыграть роль бизнесменов, которые планируют в следующем году издание нового, альтернативного учебника.
Обязательно нужно выбрать роль и для учителя. Лучше, если вести игру будет кто-то из ребят, а учитель займет роль одного из наблюдателей. Важно помнить о том, какие задачи ставились перед началом этой работы, и предоставить ребятам право самим решать, кто с заданием справился лучше других.
Группы одна за другой рассказывают о своей работе, эксперты и гости слушают (время оговаривается заранее), выносят свои суждения.
Закрытый конкурс.
При этом варианте эксперты заранее знакомятся с предложенными материалами, пишут краткие рецензии (лучше, если работы будут анонимными). Общее обсуждение строится на докладах экспертов. Его лучше организовать как дискуссионный клуб или «круглый стол».

А как быть с отметками?

Этот вопрос всегда стоит при подведении итогов творческих и проектных работ.
Самоотметка. Можно предложить ученикам вслух сказать, какую отметку и почему они поставили бы себе за выполненную работу. Критерии самоотметки могут быть как едиными (заранее сформулированными), так и индивидуальными, если ребенок готов их обосновать. Лучше сразу разрешить не ставить себе никакой отметки, если ребенок не удовлетворен своей работой.
Отметка на группу. Иногда можно заранее дать определенное количество баллов на каждую группу, в зависимости от места, которое группа заняла в общей конкуренции. Например, группа из пяти человек, занявшая первое место, получает по 5 баллов на 5 человек (25 баллов). Такая же группа, занявшая второе место, – 20 баллов. Третье – 15. Потом группам дается время на обсуждение, и они выставляют отметки, исходя из полученных баллов. Так, группа, занявшая третье место, может всем поставить по тройке, а может – трем членам группы по пятерке, остальным – ничего.
Работу экспертов могут оценить остальные ребята, например, выделив на экспертную группу определенный коэффициент от трех до пяти.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru