Первая тетрадь
политика образования |
ИНФОРМАЦИЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Геннадий ЛОВЕЦКИЙ,
начальник управления образования
Калужской области
Беседовал Сергей ПОЛЯКОВ
Уйти от системы школ
для избранных позволят компьютерные технологии и новое содержание образования
В семи российских регионах с 2005 года работает проект «Информатизация системы образования», начатый Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Всемирного банка. Первые его результаты уже известны всей стране:
в телевизионных новостях показывали директоров школ, получивших новые ноутбуки со всеми необходимыми для управленческой работы программами. Но это малая часть проекта, видимая всем.
О том, как строится основная работа, мы беседуем с Геннадием Ловецким, начальником управления образования Калужской области – одного из семи пилотных регионов проекта ИСО.
– Почему именно ваша область (в числе других) стала пилотным регионом проекта ИСО?
– К 2002 году, когда нам предложили подать документы на конкурс, у нас уже был большой опыт по части комплексных программ в сфере образования. Мы разработали собственную, уникальную программу информатизации. Вот пример: калужские специалисты создали цифровые образовательные ресурсы для начальной школы. Этим может похвастаться далеко не каждый регион.
Другое важное обстоятельство – Калужская область деятельно участвует во многих общероссийских образовательных проектах. Мы еще в 1994 году стали «экспериментальной площадкой» министерства, у нас отрабатывались новые подходы к содержанию общего среднего образования.
И наконец – без этого конкурс не выиграть, – у области нет долгов перед федеральным бюджетом, наш регион финансово благополучен и успешно развивается.
– Чего вы ждете от участия в проекте?
– Общая сумма проекта для Калужской области составляет 5 млн долларов. И потенциал региона в сфере информационно-коммуникационных технологий уже существенно увеличился. Например, раньше провайдеры считали некоторые сельские районы неперспективными для своего бизнеса – слишком далеко от Калуги. Теперь интернет проведен везде.
Другой пример: сегодня только 10–15% калужских учителей регулярно и грамотно пользуются компьютером. А старшеклассников – 80%! Такой разрыв очень опасен, педагог перестает быть авторитетом для учеников. За счет проекта, в котором предусмотрено и обучение учителей, мы рассчитываем сократить эту диспропорцию как минимум вдвое.
Но главный смысл нашего участия в проекте ИСО – не компьютерное «железо» и не интернет. Гораздо важнее, что в наших школах будут апробироваться новые цифровые образовательные ресурсы, разработанные лучшими специалистами.
– Но и у ваших калужских специалистов есть весьма редкий на сегодняшний момент опыт – цифровые ресурсы для младших школьников, о которых вы уже упоминали…
– Это наш вклад в отработку новых подходов к содержанию общего образования. Мы создали уже 21 пособие для начальной школы. Их общее кредо – «Школа жизненных смыслов ребенка».
Мы следуем принципам культурно-исторической психологии, сформулированным Л.С.Выготским. В жизни каждого человека есть некие «сензитивные точки»; в эти моменты он осознает себя в новых текстах. Поэтому для нас важно вовремя прийти к ученику с нужным текстом. Не случайно мы стараемся отказаться от обучения по принципу «запомни и воспроизведи». На наш взгляд, результатом школьной подготовки должно быть представление о динамичной, подвижной картине мира, которая чревата непредсказуемостью, случайностью, в которой ученику придется принимать ответственные решения.
Помимо «бумажных» мы создали два цифровых учебных пособия – «Букварь» и «Математику». С их помощью так называемый «букварный период» в обучении сокращается в два раза! Для этого в классе нужен мультимедийный проектор и всего один компьютер. Ребенок садится за компьютер, выполняет задание, класс обсуждает результат, отображенный на экране. Через несколько минут место у компьютера занимает другой ребенок. Потом класс переключается на другую деятельность, снова возвращается к компьютеру…
Обучение по нашим пособиям дает совершенно новые результаты. Например, дети более осмысленно подходят к изучаемому материалу. Когда пишут слова – не пропустят ни одной буквы; могут сделать ошибку, но пропусков нет. Проблема логопеда снимается сразу!
Еще один результат – большой запас ассоциативных слов, развитие воображения. Малыши называют около сорока слов, ассоциирующихся со словом «медведь», а педагоги в учительской – только двенадцать!
Очень важно, чтобы к началу обучения в основном звене ребенок сохранил воображение и чувствительность. Без этого невозможно моделировать, искать ответы на задачи, создавать технические устройства, описывать какие-то события… А мы решаем именно эту задачу!
– Благодаря чему достигнуты все эти результаты? Изменилось содержание образования в начальной школе? Применяются компьютерные технологии?
– Не только. Конечно, мы существенно изменили традиционные подходы к обучению малышей: например, чтению учим без разбивки на слоги. Объем учебного материала в наших пособиях сокращен на 20%, убрано все, что вторично.
Но главное, новое содержание и компьютерные технологии позволяют учителям по-новому работать с учениками. Учитель наконец-то оторвался от классной доски! У нас в первых классах нет перемен: меняются виды деятельности. Они гуляют, проводят занятия на улице – например, ищут слова на букву «У». Потом в классе рисуют эти слова, прорисовывают букву. Потом играют в игру, включают компьютер…
Представьте себе: в классах, работающих по нашим пособиям, общая заболеваемость снизилась на 15%! Дети с радостью идут в школу со своими эмоциями и впечатлениями: они знают, что их ждет новый интересный день. Причем в эти классы берут всех желающих. Выходит, не уколы надо делать детям и не витамины давать, а изменить содержание образования и формы учебной работы!
– Очевидно, работа с инновационными учебными материалами требует переподготовки учителей…
– Двадцать пять учителей начальных классов уже отправились в педагогический университет на специализацию в области информатики. Еще одна группа – на повышение квалификации в области иностранных языков.
Мы считаем, что иностранный язык с первого класса можно вводить в любой массовой школе. Русский и английский буквари изучаются параллельно, математика – на двух языках, электронные пособия, учитель, владеющий языком, – вот вам и естественная языковая среда! Это позволяет уйти от системы элитных школ для избранных, обеспечить равные стартовые возможности всем детям. Уже сегодня обучение младшеклассников по новым технологиям идет примерно в сотне калужских школ – это порядка одной трети наших общеобразовательных учреждений.
– А какие планы на перспективу? Вы ведь не собираетесь остановиться на двух электронных изданиях для первого класса?
– Нет, конечно. Мы предполагаем «оцифровать» всю начальную школу. Затем у нас уже готовы учебные планы и программы дошкольного образования и предшкольной подготовки. Будем готовить цифровые ресурсы и для этой ступени обучения. Как показала практика, наш электронный букварь уже сейчас успешно применяется на предшкольном этапе. Таким образом, у нас есть все шансы первыми в России ввести электронное обучение, начиная с дошкольного возраста. Не изучение азов информатики, а именно электронное обучение!
Думаем о разработке материалов для основной и старшей ступеней. В первую очередь планируем создать электронный курс по молекулярной грамотности, рассчитанный на учащихся 5–7 классов. Сейчас во всем мире бурно развиваются исследования в области нанотехнологий. Очевидно, не за горами новая промышленная революция, когда исчезнут многие профессии, связанные с обработкой металлов и других материалов: их заменит молекулярная инженерия. К 2015 году в США будет подготовлен миллион специалистов в данной сфере. Причем там меняются не только вузовские программы, но и школьные: в них вводятся учебные модули, связанные с молекулярной грамотностью. России очень важно не отстать в этом направлении, и начинать работу надо уже сейчас…
– Вернемся к проекту ИСО. Одной из его задач провозглашается модернизация методической службы – институтов повышения квалификации учителей и муниципальных методкабинетов. Для этого в пилотных регионах создается новая структура – система межшкольных методических центров (ММЦ). Где-то они существуют параллельно с традиционной методической службой, где-то включаются в ее состав, где-то, наоборот, берут на себя ее функции. Как вы видите роль и статус этих центров в Калужской области?
– Действительно, эффективность существующей методической службы подчас оставляет желать лучшего. Однако цель не в том, чтобы ее сломать, а чтобы она получила стимул для развития. Работу межшкольных методических центров мы рассматриваем именно как такой стимул. Мы дали городам и районам возможность самим определиться, на базе каких учреждений будут открыты ММЦ. В итоге более половины центров – 16 из 23 – создано на базе методкабинетов. Институт повышения квалификации работников образования тоже не остался в стороне от проекта – на его базе мы открыли расширенный межшкольный методический центр. Сейчас перед нами стоит задача сесть за стол переговоров и определить статус ММЦ в системе образования: какой объем работы они смогут на себя взять. Главная совместная задача ММЦ и методкабинетов на сегодня – «расшевелить» школьные команды, и в первую очередь директоров школ. Очень важно, что все директора школ пилотных регионов проекта ИСО получат персональные ноутбуки. Они должны быть лидерами информатизации своих учреждений!
– А как воспринимают проект ИСО мэры городов и районов? Это же дополнительная нагрузка на муниципальный бюджет…
– Прежде всего это возможность существенно повысить инвестиционную привлекательность территории. В области достаточно активно развивается промышленное строительство, идут иностранные инвестиции. Главная проблема – дефицит квалифицированных кадров, способных работать на современном производстве, осваивать высокие технологии. Информатизация образования позволит решить эту проблему, внушить нашим детям уверенность, что их будущее здесь, на своей малой родине. Большинство глав городов и районов это прекрасно понимают.
– Проект завершится в 2008 году. Есть у вас уверенность, что на этом дело не заглохнет?
– Мы ввели все мероприятия проекта в региональную программу «Единая образовательная информационная среда», которая имеет статус закона Калужской области. Когда финансирование из средств займа Всемирного банка завершится, мы продолжим работу уже за счет областного бюджета. По этой же причине Региональный координационный центр, руководящий реализацией проекта ИСО, мы создали на базе областного Центра информационных технологий в образовании. Там работают молодые специалисты, перспективные и амбициозные, которые не бросят начатое на полпути. Все уже поняли: наша работа по информатизации школы способствует повышению качества жизни населения Калужской области.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|