Первая тетрадь
политика образования
|
...Потом удивляемся: кто их этому научил?
Если наше общество, как постоянно заявляют, настолько не дозрело до демократии и свободы, что сразу скатывается в вольницу, разбой и кавардак, то почему мы считаем, что оно дозрело различать нюансы в словах и интонациях. Зато в чем, в чем, а вот, в ощущениях ему не откажешь – оно врага за версту чует.
Тем безответственнее и провокационнее звучат комментарии на злобу дня националистически настроенных политиков. Упиваясь своей риторикой, они вольно или невольно разжигают или потакают погромным настроениям в обществе. Их речи становятся все агрессивнее, пафос накаленнее, в результате до молодой аудитории доходят только шум грома и блеск молний.
Слова, слова… Сказанные сгоряча, от сердца, под настроение. Мы безответственно щедры на них. Мы произносим, не задумываясь, не оглядываясь, лишь бы сказать. А зря.
Вокруг нас не пустыня. Здесь дети. И сказанное нами порой просто так – ради красного словца, преломляется в их душах совершенно серьезно.
Потом мы удивляемся: как же так, кто их этому научил. И забываем, что когда-то они получили от нас сигнал. И приняли как руководство к действию.
Я уже писал о неадекватной реакции подростков на учительское красное словцо, приводя для примера один эпизод.
Мы как-то шли по набережной Москвы-реки: я и пятнадцатилетний подросток, сын моего друга. На тротуар взгромоздились передними колесами припаркованные машины, один «жигуленок» и вовсе перекрыл собой проход.
– Вот бы врезать по нему, чтобы неповадно было, – с напускной злостью выдохнул я, протискиваясь между парапетом набережной и носом машины. И вдруг услышал позади удар по металлу: это мальчик, шедший сзади, шарахнул кулаком по капоту машины...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|