Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 


На минувшей неделе в адрес Министерства образования и науки пришло представление Генеральной прокуратуры за подписью замгенпрокурора Сергея Фридинского.
“Права несовершеннолетних на получение основного общего образования повсеместно нарушаются”, – записано в преамбуле документа. А дальше подробно разъяснено – где именно, каким образом и почему. Однако, похоже, выступление Генпрокуратуры – не попытка восстановить законность в образовании, а административная атака на ведомство Андрея Фурсенко.
Василий КРАЮХИН

Генпрокуратура показала представление

В Минобрнауки еще не успел стихнуть скандал с “потерянными” педагогами, не получавшими доплат за классное руководство (за это президент Путин прилюдно высек, иначе не скажешь, министра Фурсенко на заседании совета по нац-
проектам), а тут уже Генеральная прокуратура шлет “черную метку”: “…позитивные изменения государственной политики в области образования реализуются крайне медленно”.
Основной предмет прокурорской проверки – “локальные акты образовательных учреждений”. Выбор, надо сказать, небезосновательный.
Самое распространенное нарушение – в уставе школы прописаны не предусмотренные законом вступительные испытания: разнообразные тестирования, собеседования и даже экзамены. Некоторые директора пошли дальше и решили, что и переводить из класса в класс нужно тоже по результатам дополнительных испытаний. В других школах при приеме действуют не испытания, а ограничения – например, преимущественное право зачисления для детей, чьи родители работают в этом образовательном учреждении.
Изобретают школьные администрации и незаконные способы “подтянуть дисциплину”. Штрафуют или переводят на домашнее обучение за курение и ругань, отстраняют от занятий и условно исключают из школы за проступки; ставят на учет в детскую комнату милиции – внимание! – за несоблюдение устава школы. Впрочем, несоблюдение устава еще цветочки: в одной из питерских школ переводили на домашнее обучение за плеер или мобильный телефон, принесенный в класс.
“Только прокурорами Кировской области за 2 месяца текущего года принесено 156 протестов на незаконные положения локальных актов учебных заведений…” – написано в документе Генпрокуратуры. Арифметика нехитрая – месяцев в году 12, регионов в стране – 89…

“Повсеместно нарушается принцип бесплатности основного общего образования, что проявляется в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых “вступительных взносов” при приеме детей в общеобразовательные учреждения, оказанию благотворительной помощи, добровольных пожертвований на различные нужды учреждения, в том числе финансируемые из бюджета. Однако такая помощь вопреки п. 8 ст. 41 Закона “Об образовании”, ст.ст. 1, 4, 5 Закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” зачастую носит принудительный характер”.

Из представления Генпрокуратуры

Было бы странно, если бы прокуратура обошла школьные “поборы” молчанием. И было бы еще более странно, если бы об этой больной – на самом деле! – теме прокурорские работники написали не в ключе “все директора – взяточники”.
Естественно, конкретных примеров тому множество, и прокуратуре нет нужды лезть за словом в карман. Вот, пожалуйста: в Питере родителей вынудили купить стеклопакеты для школьного класса, в Новгородской области брали родительские взносы стройматериалами, в Ямало-Ненецком округе надбавку для учителей ввели “за своевременное и качественное взимание родительской платы”, а в Дагестане учитель не пустил школьника на урок – тот не принес денег за охрану школы.
Конечно, глупо было бы ожидать, что прокуратура примет во внимание катастрофическое недофинансирование школ и вынужденность (во многих случаях) школьных “поборов” (мы не случайно берем это слово в кавычки). Юридическая логика: нарушил – отвечай. Вот только в стремлении доказать безнадежную коррупцию среди учителей и директоров прокурорские работники, когда нужно, об основополагающих принципах юриспруденции забывают.
“Прокуратурой Санкт-Петербурга направлено в суд уголовное дело в отношении учителя школы № 262 Новак В А., – написано в представлении. – Из-за ее издевательств отказавшийся сдать деньги на ремонт школы ученик 8 класса Лебедев Р.В. совершил самоубийство, бросившись под поезд”.
Так могут писать журналисты желтой прессы; но прокуратура не имеет права выносить приговор до суда! Юридически корректная формулировка: “Учительница обвиняется в том, что…” А уже суд решит,  виновна она или нет. Но для прокуратуры, похоже, все известно заранее. Только в этом случае представление за подписью замгенпрокурора Фридинского – не юридический документ, а публицистика, и к тому же недобросовестная.

Заканчивается прокурорское представление вполне грозно: “Изложенное свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностными лицами органов образования, в т.ч. и Министерства образования и науки Российской Федерации, функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию… возложенных на него Положением, утвержденным постановлением правительства от 15.06.2004 № 280”.
Мы не случайно привели эту цитату. Язык-то не слушается стражей законности, выдает подтексты. Вначале речь идет о каких-то должностных лицах во множественном числе; а в конце предложения – речь исключительно о Минобрнауки, на него возложены правительством функции.
Это означает, что все истории о недобросовестных директорах и чиновниках рангом повыше – камуфляж. И цель представления Генпрокуратуры – отнюдь не выправить ситуацию с соблюдением законов в образовании. Цель – Министерство образования и науки. Учитесь согласовывать, господа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru