Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

У книжной полки

Д.Г.Левитес
«Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения». М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.

Жизнь в школе меняется: проектирование, инновационные технологии, новое содержание образования. Но положа руку на сердце, мало кто может утверждать, что до конца понимает суть этих прекрасных терминов. И если вы можете себе в этом признаться, то найдете с автором общий язык. Ибо уже в предисловии он спокойно констатирует, что «…сами ученые до конца не разобрались в том, что такое «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технологический подход в обучении», какова их связь с ценностями образования, образовательными стратегиями, педагогическими теориями и дидактическими системами, а потому в педагогической практике встречается изрядная путаница. Разумеется, автор не берется утверждать, что ему удалось навести в этой области порядок, но в собственной голове кое-что прояснилось, может, и другим пригодится».
У меня, например, человек, признающий, что он разбирался в вопросе с трудом, вызывает доверие.
В книге последовательно и подробно рассказывается о проектировании педагогических технологий, как этот процесс зависит от ценностей, целей педагога, от условий, в которых он работает.
Автор не один год работает с учителями, поэтому довольно много внимания уделено описанию того, как изменяется педагог, осознавая и проектируя свою деятельность. По мнению автора, профессиональная и личностная динамика иногда бывает даже важнее созданного учителем проекта.
Читается книга довольно медленно. И не только потому, что написана академическим языком. Все время хочется вернуться к уже прочитанной главе, примеру, цитате, ссылке. Облегчает понимание разбивка глав на небольшие части и выделение разным шрифтом примеров и выводов.
Почти треть книги занимают приложения, в которые входят методические рекомендации, дидактические проекты учителей (как пример воплощения на практике всего, что описано в книге) и даже рекомендации для тех, кто обучает учителей на курсах.

Виктор МАРКОВ

С.В.Кривцова
«Навыки жизни в согласии с собой и миром». М.: «Генезис», 2002.

Мы совершенно заболтали слово «воспитание», особенно в школе. Тем не менее мало кто может объяснить: воспитывать – это как? и воспитанный – это какой? Тем, кто раздумывает над этими вопросами, можно посоветовать книжку Кривцовой. Первые же слова первой главы – об «обучении жизненным навыкам», которые могли бы стать частью воспитания в школе. Обучить жизненным навыкам – означает научить ребят вести себя уверенно, но не агрессивно, уважать окружающих и себя самого. В самом деле: в школе каких только навыков не тренируем. Кроме поведения сильного, достойного, расположенного к другим человека. Да и возможно ли это? Из чего оно складывается, такое поведение?
Ответы в оглавлении: уверенность без агрессии; как слушать друг друга; как благодарить; как обходиться с чужими вещами; как оказать помощь, признавать и исправлять ошибки, справляться с неуверенностью…
Главки написаны хорошим, понятным языком и совсем маленькие: только разгонишься, начнешь вспоминать и сопоставлять со своим опытом – а она уже кончилась. Каждая проиллюстрирована очень узнаваемыми примерами. В каждой перечислены шаги достижения результата, или последовательность действий, или типы людей (стили поведения). То есть разговор идет не «вообще». И рекомендации можно применить при первом же подходящем случае.
Например, можно научиться находить удовольствие в необходимых повседневных делах. Весь план состоит из семи пунктов-шагов:
1. Подумай о своих обязанностях на сегодня.
2. Отметь, что делать не очень хочется.
3. Честно признайся себе – почему.
4. Спроси себя, действительно ли для тебя важно это сделать.
5. Подумай о приятных моментах в процессе выполнения обязательных дел.
6. Подумай о приятных последствиях выполненных обязательств. Похвали себя.
7. Попроси маму выслушать тебя и похвалить, если ты достоин этого.
Памятка рассчитана на ребенка, но вполне годится и для взрослых. Как, впрочем, и другие рекомендации.

Елена ГРИГОРЬЕВА

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru