Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ

Cказано давно и точно: школа отвечает на вопросы, которые ученики не задавали, и не отвечает на те, которые возникают у детей.
Как преодолеть разрыв?
У каждого ребенка – свои потребности, заботы, интересы.
И соединить личные вопросы с общим интересом, выстроить связи, заинтриговать, побудить к поиску, спору – это искусство.
Самые невероятные вопросы («А знают ли злодеи, что они злодеи?») можно исследовать, занимаясь вполне будничной работой: чтением документов, сочинением и редактированием текстов. А повседневные проблемы (устный счет) могут привести нас к философии, к исследованию границ познания: «Сколько будет, если к бесконечному множеству прибавить еще единицу?»
Школа не должна отказываться от традиционных целей. Необязательно выбирать между владением учебными навыками и философскими проблемами, потому что именно на пересечении ключевых компетенций и культуры ребенок находит для себя образовательные возможности.

Оливье МОЛИНИ,
Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ

Ты хочешь знать ответ?

Похоже, наша школа живет по законам Зазеркалья, где все герои говорят о своем

Детские книжки иногда лучше премудрых педагогических трудов помогают увидеть смысл происходящего. Возьмем,
к примеру, замечательную «Алису в Зазеркалье» Л.Кэрролла, кстати, преподавателя математики.
Да ведь все волшебное Зазеркалье – это наша родная школа, наши уроки, учительские вопросы, детские проблемы. Алиса, главная героиня, поочередно демонстрирует нам обе модели поведения – и ученическую, и учительскую.

Кто первый?
Сначала Алиса ведет себя «как большая». Заблудившись в лесу, вежливо задает вопрос Труляля и Траляля, играющим на полянке, как мальчишки на переменке.
– Я думала о том, как бы мне побыстрей выбраться из этого леса. Уже темнеет... Не покажете ли вы мне дорогу?
Толстячки переглядываются с усмешкой. Это нормальные школьники, озорные, гордые своей независимостью, нежеланием сотрудничать с первым встречным. Алиса ведет себя как строгая учительница: она показывает пальцем на Труляля и даже повышает голос:
– Ты первый! Отвечай, если тебя спрашивают!
Но это не производит на героев должного впечатления.
– Ни в коем разе! – тут же отозвался Труляля и так быстро захлопнул рот, что зубы щелкнули. – Ты неправильно начала! Когда знакомишься, нужно сначала поздороваться и пожать друг другу руки!
Конечно, ответ не по существу. Но в нем есть своя правда: стоит прежде поинтересоваться делами собеседника, а уже потом требовать, чтобы он решил вашу проблему. Все поменялось местами. Оказывается, насмешники – чрезвычайно воспитанные люди, они знают, как вежливо задавать вопросы.
Впрочем, учитель в классе всегда уверен в своем праве спрашивать и требовать ответа...

Кто главный?
Не удержавшись на педагогических высотах, Алиса возвращается к образу ребенка. Это трудно – быть ребенком в абсурдном мире взрослых. Девочка хочет пить – ей предлагают сухарик. Она задает вопросы – ей не отвечают.
– А почему вы здесь сидите совсем один? – проявляет здоровое любопытство Алиса, встретив Шалтая-Болтая, сидящего на стене.
– Потому, что со мной здесь никого нет! – кричит в ответ Шалтай-Болтай. – Ты думала, я не знаю, как ответить? Загадай мне еще что-нибудь!
Ответ снова не совпадает с вопросом, только теперь иначе. В формальном ответе нет человеческой правды. Учитель говорит об очевидном, неинтересном. Зато все правильно, не придерешься. Как в учебнике. Почему листья зеленые? Хлорофилл потому что.
Шалтай-Болтай не отказывается от беседы, но только по своим правилам.
­– Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, – заявляет он презрительно.
Алиса сомневается:
– Вопрос в том, подчинится ли вам слово.
– Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – обрывает ее Шалтай-Болтай. – Вот в чем вопрос!
Все. Разговор окончен. «Алиса вконец растерялась и не знала, что сказать». Конечно, дело в том, кто хозяин положения. Кто здесь учитель? Это он направляет разговор и ограничивает его, он решает, о чем, когда и как можно спрашивать. Даже если он разрешает тебе вставить слово, все равно тот, кто господствует над словами, всегда собьет другого с толку.

Кто все знает?
Алиса пытается побороться за господство, но ей нелегко под огнем бесконечных вопросов. Она не отвечает на один – ей тут же настойчиво предлагают другой. Тяжело взрослеть в мире, где нет компромисса.
Кульминационный момент. Королева показывает, как требование становится насилием, вопрос – допросом.
– Сложению тебя обучили? – спросила Белая Королева. – Сколько будет один плюс один плюс один плюс один плюс один плюс один плюс один плюс один плюс один плюс один?
Идиотский пример. Но ведь мы в Зазеркалье математики.
– А знаешь деление? Раздели буханку хлеба ножом – что будет? Бутерброды, конечно!
Учительница одновременно и спрашивает, и отвечает. По всем предметам. Именно так, как положено в нормальной школе. Необходимо в одну секунду отнять кость у собаки, сказать, откуда берется хлеб, перевести «фу ты, ну ты» на французский язык.
– А что это значит? – спросила Алиса.
­ Понятия не имею! ­– гордо отвечает Королева, словно это само собой разумеется. Алиса делает последнюю попытку выйти из затруднения.
– Если вы мне скажете, что это значит, – заявила она, – я вам тут же переведу слово на французский!
Попытка неповиновения. Нарушение субординации. Королева гордо выпрямляется и произносит со всей полнотой власти, авторитета:
– Королевы в сделки не вступают!
Она напомнила, кто здесь устанавливает правила игры. Остальным – судьба молчать и повиноваться.
«Лучше бы королевы вопросов не задавали», – подумала Алиса, разумная, послушная девочка, но совершенно обескураженная.
Диалог превратился в бессмыслицу. Логика умерла. Исчез здравый смысл. Всякий смысл на самом деле. Так и живут наши дети изо дня в день – шесть уроков плюс домашние задания.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

http://elementy.ru/email
«Элементы большой науки» – популярный сайт о научных проблемах, где создан специальный раздел «Детские вопросы». «Видят ли микробы друг друга?», «Почему волосы вьются?», «Из чего сделан магнит?» – про это и многое другое можно узнать на сайте, а заодно отправить свой вопрос. Адрес: email@elementy.ru. Найти ответ на все без исключения вопросы не обещают, но очень постараются.

http://rc.nsu.ru
«Научная лаборатория школьников» – сайт, объединяющий педагогов, ученых, студентов, подростков. Основная его цель – создание интеллектуальной среды для одаренных детей и молодежи, имеющих философский склад ума и склонных к научно-исследовательской деятельности.
«Здесь вы встретите вопросы, которые на первый взгляд безумно сложны или, наоборот, тривиально просты. Это одновременно и верно, и неверно. Один и тот же вопрос можно задать и в детском саду, и академику и получить много ответов на разных уровнях сложности. Поэтому простые, казалось бы, вопросы содержат подводные камни, а сложные – имеют легкие варианты решений. И каждый вопрос, как капуста, приводит к последовательно уходящим вглубь вариантам ответов, все более приближающимся к правильному. Поиск же истины, как сказал Вернон Говард, способен изрядно позабавить».

http://www.krugosvet.ru
Сайт «Кругосвет» – одновременно и энциклопедия, и последние новости науки, еще не проверенные временем. «Мы хотим, чтобы «Кругосвет» отвечал на вопросы сегодняшней жизни. Жизнь все время в движении, в переменах – и современные энциклопедии должны стараться поспевать за ней, хотя это необычайно трудно. Так что если вы сегодня не нашли ответа на ваш вопрос, не расстраивайтесь. Может быть, завтра ответ будет».

http://www.solnet.ee
Здесь в разделе «Почемучка» лежат главы из чудесных книг: «Настоящая физика для современных малышей и их родителей» Антонины Лукьяновой – объясняются разные явления и предметы с точки зрения физики, грамотно, но без всяких формул, а также «Скажи мне, почему?..» Аркадия Леокума – про все на свете: про пауков, гвозди, клей, про праздники, про цветы и моря.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru