Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Четыре ошибки и только три совета

Как работать с детскими вопросами

Ошибка первая, или Вопрос не о том. Мы ведем урок, объясняем новую тему. Ребенок слушает (или делает вид, что слушает), а потом спрашивает совсем о другом. В ответ (а точнее, вместо ответа) слышит: «Ты опять проспал весь урок!» Нам кажется, что возникшая у ребенка проблема демонстрирует его невнимание. Но будет ли он в следующий раз спрашивать о том, что ему действительно интересно?

Ошибка вторая, или Вопрос о том, что только что сказано. Та же ситуация. Учитель только что сказал, что «дважды два – четыре», его переспрашивают: «Сколько будет дважды два?» В ответ: «Ты невнимателен!» Дети понимают: «Молчи – за умного сойдешь».

Ошибка третья, или Учитель всегда прав.Часто детские вопросы ставят нас в тупик, но мы не можем в этом признаться: «Ты бы лучше параграф выучил!» – сердимся мы. Дети понимают: «Вопросы всегда раздражают».

Ошибка четвертая, или Вопрос с готовым ответом. В самом парадоксальном варианте методических пособий это звучит примерно так: «Учитель задает ребятам вопрос. И сам на него отвечает». Этот прием называют «проблематизацией». Дети понимают: в школе можно спрашивать только о том, что тебе уже известно. Игра такая... И начинают стыдиться настоящих вопросов: «Ой, я что-то не то спросил... Наверное, это не так...»
Все эти ошибки – следствие одного привычного школьного мифа о незыблемом Знании, которое несет детям Учитель. Но мы же понимаем, что такого Знания не существует? И если мы хотим исправить ситуацию, тогда…

Совет первый. Давайте научимся радоваться любым детским вопросам, даже провокационным или смешным.
Это не так просто, как кажется. Вопросы ребят действительно бывают заданы не вовремя, часто – не по теме. Но постараемся не упрекать детей в невнимательности или глупости, не станем задавать ученикам шаблонные, риторические вопросы, а будем спрашивать их, только если действительно хотим о чем-то узнать.
Чтобы проверить, как ученики поняли материал, можно начать обсуждение именно с таких вопросов: «Как вы понимаете? Как вы думаете?». Об этом не знает заранее никто, кроме самого человека, к которому обращаются. Зачем спрашивать: «В каком году родился? (Я и сама знаю!) Сколько будет?..» Гораздо интереснее сравнить свое понимание истории (биологии, математики, языка) – с детским.

Совет второй. На каждый вопрос нужно отвечать как можно полнее. Не знаю ответа? Так и скажу, объясню свою позицию, пообещаю подумать. Я буду думать – и ребенок вместе со мной. Некоторые считают, что полезно предложить ученику самому «поработать» со своим вопросом: порыться в справочной литературе, подумать, посоветоваться, найти ответ. Это скорее всего будет восприниматься детьми как еще один вариант запрета: «Спросишь – тебя же заставят искать ответ, а потом скажут, что неправильно все сделал».

Совет третий. Отвечайте ученику так же, как отвечали бы взрослому, которому полностью доверяете. Вам кажется, что ваш ответ слишком сложный, что ребенок его не поймет? Не поймет – переспросит, если, конечно, не побоится. Главное, не заставляйте ученика сразу пересказывать вам ваш же ответ. Спросите, поняли ли вас, и если ответили утвердительно, просто поверьте. Каждый понял на своем уровне – ведь именно этого мы ждем?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru