Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7/2006 г.

Елена ЯНОВИЦКАЯ

Тренировка

Как учить и учиться на уроке, чтобы учиться хотелось и училось бы успешно в современной массовой общеобразовательной школе?

После того как на этапе самоконтроля ваши ученики выяснили, на каком уровне находятся их знания, и определили слабые места в своей подготовке, можно начинать работу над трудностями.

Тренировка – наследница самоконтроля
После этапа самоконтроля тренировка может принять осознанный характер, чтобы разобраться в причинах ошибок – не знал, или не успел, или забыл.
Можно тренировать понимание предмета или заняться поиском потерянных элементов знания, не попавших в долговременную память. И заполнить обнаруженные пробелы. Такую работу придется проделывать некоторой подгруппе детей с помощью учителя. (Но можно привлекать и успешных учеников: по желанию, по-товарищески.) С другой стороны, неуспешность на контроле часто вызвана неумением работать в быстром темпе. Для таких учеников следует поставить таймер, часы с секундной стрелкой, найти-составить колоду с мини-шпаргалками и приучать их контролировать свой темп работы. Такую работу хорошо поручать паре-тройке соучеников, сотоварищей «по несчастью».
Работа на тренировке с базовым минимумом требуется для самых слабых учеников, которым этот предмет или дается с трудом, или совсем малоинтересен.
К ним учительское внимание на тренировке должно быть обращено постоянно, терпеливо, без реплик, унижающих достоинство, задевающих самолюбие и честь ребенка. Нужно искать в методическом арсенале все «мелочи», облегчающие труд понимания и запоминания. (Например, мальчики придумали на уроке химии, когда не запоминалась химическая формула поваренной соли, мнемоническую присказку: «Нагло наш нахал в упор на раны сыплет натрий хлор» /NaCL/. Правда, пока сочиняли подсказку, формула запомнилась сама, но шуточная присказка послужила примером, как организовать самому себе помощь.)

Между «тройкой» и «четверкой»
Тем, кто с базовым минимумом темы справился отлично, на полях работы дается право поставить только цифру «3». Это означает, что знание темы можно считать удовлетворительным, и не более того, если последующие задания вызвали затруднения.
Такой категории учеников можно предложить потренировать себя на смежных темах или даже предметах – например, на химии подучить таблицу умножения, если ты делаешь арифметические ошибки. Или повторить предыдущие темы – например, валентность, если ошибаешься в обозначении числа необходимых атомов в сложном соединении.
Таким ученикам чересчур большой помощи от учителя не требуется. Но и отказывать им в помощи нельзя. Знание отдельных тем и установление связей между ними – это не одно и то же. Особенно потому, что не сразу догадаешься, что с чем можно связывать.
«Твердым троечникам» следует обращаться за консультацией как к учителю, так и к более сильным одноклассникам.
И конечно, ученикам следует помочь пользоваться всякими «решебниками».
А еще можно этой подгруппе поручить поработать с другими категориями затрудняющихся товарищей. Будет работать закон: уча, учимся.

Между «хорошо» и «отлично»
Ученикам, которые отлично справились с заданиями не только первой, но и второй степени сложности – на установление связей только что пройденной темы со всем ее окружением, – можно рекомендовать поставить на полях цифру «4». Это означает, что они хорошо ориентируются в школьной программе по данному предмету и по смежным с ним.
Однако довольно рано, уже с младших классов, школьники начинают понимать разницу между репродуктивными и творческими действиями. Потому им доступна разница между оценками «4» и «5»: только творческие действия отличаются своей необычностью от добросовестной, старательной работы.
Творческий поиск предполагает переход старания в горячий интерес к делу. Это качество в себе можно развить, но предмет, которым человек может увлечься, всегда индивидуален, избирателен. Многими предметами увлекаться одновременно и творчески их разрабатывать по силам только гениям типа Ломоносова и Леонардо да Винчи. А одно-два дела осваивать мастер-
ски, и даже творчески, может каждый человек, если хочет. Школа призвана «научить хотеть».
Итак, к «хорошистам» полезно присоединить и тех, кто не только справился с двумя первыми уровнями сложности, но и решил творческое задание. Эта категория тоже может пользоваться «решебниками». Такие ребята обычно сами определяют, как скоро и как часто стоит обращаться за подсказкой к книжке или учителю.
Иначе говоря, настоящие «отличники» тем и отличаются, что им интересно тренировать себя на трудном деле. Блок тренировки такую возможность им и предоставляет.

Эффективность и опасность автоматизмов
Повторение становится «матерью учения» тогда, когда человек сам заставляет себя повторять столько раз, сколько ему хочется. Значит, столько ему и требуется. Особенно интересно методом повторных попыток преодолевать первую преграду, когда впереди маячит интересная и кажущаяся доступной новая.
Если ученик по собственной инициативе совершает повторные попытки подступиться к трудному вопросу, он невольно подходит к делу с разных сторон, пробует решить задачу и так и этак.
Психологи заметили, что однообразные действия человеческому уму противопоказаны – защитные силы организма переводят такие действия на «автомат», отключая контроль сознания. Так совершается дыхание, ходьба, так возникает навык письма, порядкового счета, чтения текста на знакомом языке, даже знание таблицы умножения. На таком же «автомате», к сожалению, действуют и все вредные привычки.
Педагог, наставник, тренер решают: что переводить «на автомат», как это делать и когда этим заняться. Наличие этапа тренировки при изучении каждой темы любого школьного предмета дает педагогу возможность решать эту практическую задачу, согласуясь с законами дидактики и конкретными возможностями учеников.
Но не стоит забывать о той стороне бессознательного автоматизма, которую образно охарактеризовал Некрасов: «Ржавой лопатою мерзлую землю долбить». Автоматизм тогда формируется правильно, с пользой для дела учения и для развития растущего организма, когда ученик фактически все контролирует. Сказанное автоматически – слышит, написанное автоматически – видит, проделанное автоматически – ощущает.
Автоматическое действие тогда человеку полезно, когда он может остановить себя вопросом: почему, зачем, для чего так делаю?
Все действия на тренировочном этапе необходимо организовывать так, чтобы этот постулат – возможность контроля сознанием – не нарушался. Но доводить навыки при этом можно до очень высокой степени.

Зачем сразу бежать, научись сначала быстро шагать!
Надо натренировать рабочую память на высокую скорость извлечения нужных знаний из долговременной памяти. Такая тренировка достигается, если работать над знакомым материалом, ужесточая регламент. Фактически, чтобы считать базовый минимум учебного материала освоенным, на него надо тратить секунды, мгновенно выдавать нужный ответ. После этого можно переходить к более сложному уровню работы.
На различных конкурсах и олимпиадах можно ожидать творческих озарений. На учебном контроле, тем более квазиконтроле, от ученика следует ожидать только понимания требований к учебной работе. Это, во-первых, эрудированность, во-вторых, умение составлять подобные задания в пределах изученного материала.
Абсолютная оригинальность, конечно, должна всячески поощряться, но требовать этого качества непосредственно в учебном процессе – несправедливо. Отличник в школе – это не первооткрыватель в науке, не изобретатель в технике, это человек, у которого развита способность к нестандартному мышлению. А такой способности чаще всего предшествует многократное знакомство с обработкой сведений, полученных репродуктивным путем.
Начальной дорожкой к творческому развитию ученика становится работа над скоростной реакцией памяти. У человека много видов памяти, их надо вычленять и развивать. Известно, что одни люди в сложных ситуациях теряются, а другие – быстро ориентируются; это связано со скоростью реакции организма. Она может быть осознаваемой и управляемой, достичь этого – задача учебной деятельности.
Самым мощным приемом можно считать параллельную работу, когда над одним и тем же заданием работают одновременно несколько человек и когда эта работа легко обозреваема, сравнима. Тогда на нее может вводиться регламент как временной, так и качественный; особенно становятся заметными не столько быстрота, сколько рациональность или отсутствие ее.

Вытащил рыбку из пруда, доставай журавля в небе
На тренировке необходимо время от времени делать работу каждой отдельной подгруппы обозримой, обсуждаемой, оцениваемой. Тогда перспектива и доступность очередных достижений в работе видны всем.
После самоконтроля ученики совершенно естественно распределяются по подгруппам: одни закрепляют базовый минимум, другим предлагается восстановить знания по ранее пройденным темам, чтобы установить их связь с новым и уже понятым материалом.
Третья, самая сильная и творчески активная категория может работать в двух направлениях. Одни, помогая учителю, берут на себя его наставническую роль по отношению к двум первым подгруппам – и тем доводят знания до большой прочности. Одновременно всей сильной части учеников дается возможность порыться в новом занимательном творческом материале, попробовать свои силы в поисках нетривиальных решений, а некоторые из них найдут удовольствие в самостоятельном (хотя и подражательном) составлении новых вариантов различных заданий по предмету, увеличивая «учительские запасы».
Принуждать работать на том уровне, на котором ученик работать не хочет, конечно, нет никакого резона. Следует только доброжелательно оценивать результаты его тренировочных усилий. Помогать ученику, делать его тренировку результативной.
Тренировка – это и время, когда большинство ребят смогут позволить себе в той или иной мере передохнуть. Ведь невозможно долго находиться в повышенном напряжении.
Но отдых не синоним остановки, когда забываются результаты, теряется темп. Отдых на тренировочных уроках – это возможность выбрать оптимальный для себя темп и объем работы; самостоятельно определять, когда пора взяться за более сложные задачи. По ходу нескольких тренировочных уроков ученикам, безусловно, можно позволять переходить из одной подгруппы в другую, помогая им при этом правильно ориентироваться, примерять силы к преодолению более высоких рубежей.

У человека много интересов
Устойчивость детских интересов различна. И это очень хорошо! Все виды деятельности (как и все виды памяти) должны быть подчеркнуто уважаемыми уже на уроках в школе. Учитель физики обязан уважать спортивные увлечения и достижения своего «троечника», как и учитель литературы – логику схоласта, «сухаря-математика». При этом все школьные предметы можно удовлетворительно выучить прямо на уроках. А на то, чем человек увлекается, он не пожалеет и внеурочного времени, которого у него должно быть в запасе достаточно.
То, что не все ваши ученики увлечены именно вашим предметом, не должно казаться вам проблемой. А вот чем может быть всерьез обеспокоен учительский коллектив – так это состоянием того ученика, увлечения которого не известны. И обеспокоен серьезно! И может быть, не стоит успокаиваться до тех пор, пока этот человечек не найдет себя или по крайней мере не начнет искать.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru